Главная Труд закончен

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
Труд закончен Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
17.06.2012 07:03

Лев Разгон

Это - одно из самых сильных ощущений - зрелище завершенного труда! Вот они лежат целой горой на столе, десять толстых томов в желтом коленкоре: «Детская энциклопедия»...

Первая советская детская энциклопедия!

Закончен большой, многолетний труд. И хочется, закрыв последний том, перевести дух, подумать о прошлом, настоящем и будущем этого удивительного издания.

Оно имеет свою - и драматическую - историю. Много лет у букинистов самым ценным и дефицитным товаром был десяток серых томов с картинкой на обложке: мальчик и девочка, с увлечением читающие книгу. Эти тома дореволюционной детской энциклопедии, изданные Сытиным, действительно читались взахлеб, с увлечением. Уже не было в жизни ничего схожего с тем, про что было написано в этой энциклопедии, а по-прежнему она была редким и дорогим подарком для детей. И родители охотились за ними со страстью, непрерывно повышающей цену этих книг на букинистическом рынке. С самых двадцатых годов делались попытки издать свою, новую, советскую детскую энциклопедию.

Такая попытка предпринималась издательством «Молодая гвардия» в двадцатых годах. Но в тех условиях, при очень малом количестве людей, пишущих для детей, из этой попытки ничего не получилось. Дальше составления словника и проспектов дело не пошло. В тридцатых годах Детиздат предпринял еще одну попытку издать «Детскую энциклопедию». Уже были готовы планы томов, собраны первые сотни статей, издан пробный первый том. Он вышел в 1937 году, и на этом все остановилось. А сытинская энциклопедия продолжала свою торжествующую жизнь у букинистов и на книжном черном рынке...

Четыре года назад в магазинах подписных изданий появились очереди людей, желающих наконец-то иметь советскую «Детскую энциклопедию». С какой радостью мы встретили первый том, как жадно ждали очередные тома, с каким торжеством взяли в руки завершающий том!

Выход томов «Детской энциклопедии» вызвал самые противоречивые отклики. Одни воспринимали выпуск каждого тома как событие огромной важности и большой радости. Другие осуждали новое издание и безапелляционно называли ее «скукой в желтых переплетах»: они не желали видеть новое и замечательное дело в динамике его развития. Ведь энциклопедия наша делалась совсем не так, как ее делал Сытин, который попросту перевел западную детскую энциклопедию и добавил несколько десятков статей о России. Наша энциклопедия была совершенно новой по замыслу, планам, стилю. Она шла по новым, непроторенным дорогам, впервые создавала и накапливала опыт советской детской энциклопедии. На этих дорогах у нее были и победы и поражения. И побед оказалось значительно больше, нежели поражений и неудач.

Десять больших томов, наполненных интереснейшим и разнообразнейшим содержанием, рисунками, фотографиями... Для молодого читателя каждый том - это открытие мира, познание нового. Многое бесконечно интересно, занятно» захватывающе! Напрасно редакция в своем вступительном заявлении предупреждает, что «Детская энциклопедия» не обычная книга для чтения подряд, страница за страницей.

Это - справочное издание; в ней читают отдельные статьи по вопросам, интересующим читателя. Это предупреждение ни на кого не подействовало, и само его появление свидетельствует, что редакция еще не совсем точно учитывала характер своего читателя. Нет, это не только справочник - это именно книга для чтения. И, как правило, каждый новый, очередной том энциклопедии прочитывался, как новая и необыкновенно увлекательная книга.

Как и всякая настоящая книга, «Детская энциклопедия» оказалась книгой «для всех» - для любого читателя, в том числе и того, кто уже далеко упрятал школьные учебники. Короткие занимательные рассказы о загадочных явлениях природы; сжатый, эмоциональный рассказ о драматических событиях истории; десятки и сотни логических задач - они интересны для всех! Можно не сомневаться, что среди многих сотен тысяч читателей нового издания «взрослый читатель» и особенно молодой занимает место не меньшее, чем тот «средний и старший возраст», которому официально адресована «Детская энциклопедия». И это еще раз подтверждает, что те десять томов, о которых мы сейчас говорим, вовсе не являются облегченным справочником для детей.

Да ведь задачей «Детской энциклопедии» и не является только помощь школьнику в усвоении знании, получаемых в школе. В этом случае она бы явилась просто вторым учебником, этаким регламентированным пособием для внеклассного чтения в помощь обучению... Такой путь был бы гибельным для этого значительного и интересного издания! Задача энциклопедии не научить, а заинтересовать наукой. Не дать систему знаний, подвинуть на расширение кругозора, потревожить молодое воображение, дать возможность обозреть весь мир в его величии, изменении...

И хотя немалое количество статей носит следы «внешкольного пособия», энциклопедия в целом стала книгой для чтения, а не учебником, не сухим справочным изданием. И я не знаю ни одного юного читателя, который, имея на своей книжной полке десять томов энциклопедии, заглядывал бы в нее только время от времени, чтобы получить справку. Нет, они все были прочитаны. Сразу. Немедленно. И только после этого начали выполнять свое «справочное назначение», которое оказалось вовсе не главным.

Главное в энциклопедии, конечно, то, что она дает яркое представление о сложности и величественности мира природы и мира, созданного человеком. Ценность тематического построения энциклопедии в том, что в каждом томе ее содержится компактная картина красоты и сложности мира, могущества человека в его деяниях. В этом смысле энциклопедия выполняет горьковские заветы, она - реализация его постоянных стремлений создать литературу, в которой была бы показана «борьба за власть над силами природы, за здоровье и долголетие трудового человечества, за его всемирное единство и за свободное, разнообразное, безграничное развитие его способностей, талантов».

Перед читателями энциклопедии развертывается картина единства человечества в его стремлении к свободе, к знаниям.

В отличие от буржуазных детских энциклопедий, наша не ограничивается европейскими цивилизациями. Она рассказывает о народах и исторических судьбах Китая, Индии, Индонезии, раскрывает талантливость народов, чьи цивилизации сотни лет находились под гнетом колонизаторов, чьи истории были преданы презрительному забвению. О Вильгельме Телле и Робине Гуде знали все, но сейчас к свободолюбивым героям истории примкнули и борец против голландских угнетателей индонезиец Дипонегара, и вождь китайских повстанцев Ли Цзы-чэн, и легендарный Боливар.

«Детская энциклопедия» в огромной степени расширила круг знаний и интересов своего читателя. Она познакомила его с десятками и сотнями фактов и событий, о которых, ой не знал, обогатила его историями многих замечательных жизней где, в каких учебниках можно узнать о таких замечательных русских ученых, какими были В. М. Севернин, П. С. Паласе, Н. И. Кокшаров, А. П. Ганский, Г А. Шайн и многие другие! А в десяти томах энциклопедии щедро и интересно рассказывается о тех творцах науки, которых широкий читатель (и особенно молодой) незаслуженно мало знает.

Конечно, трудно рассчитывать на то, чтобы в таком огромном издании все очерки были написаны на одинаково высоком уровне. Но многие из них Образцовы по яркости языка и изобретательности авторов. Перечисление таких очерков заняло бы слишком много места. Но нельзя не отметить такие блестящие очерки, как рассказы К. Паустовского о Левитане. Н. Кончаловской о Сурикове, как отличная статья М. Гремяцкого о происхождении человека, как интереснейший очерк «у клумбы с цветами». В каждом из таких очерков есть поэзия новизны, есть внутренний сюжет.

В том, что «Детская энциклопедия» сделана на высоком научном, а в ряде статей и па высоком литературном уровне, несомненная заслуга редакции, сумевшей привлечь к ее составлению крупнейших деятелей науки и литературы. Зарубежные специалисты по детской литературе до сих пор не устают удивляться тому, что в советской детской книге участвуют самые большие писатели и художники нашей страны, люди с мировым именем. «Детская энциклопедия» дает яркий пример того, какое значение наше общество придает изданию книг для детей. На ее страницах можно встретить имена известнейших академиков, крупнейших ученых, выдающихся писателей и художников, начиная с Г М. Кржижановского и кончая академиком В. А. Фаворским. Перечислять их означало бы необходимость переписывать добрую половину списка членов наших многих академии, Это плод содружества огромного коллектива творцов науки, литературы и искусства.

Самая структура новой советской «Детской энциклопедии» подчеркивает ее стремление дать своему читателю слитную картину итога деятельности человечества во всех областях науки, политики, культуры. Сытинская «Детская энциклопедия» в каждом томе давала более или менее занимательные очерки о самых разных» не связанных между собой явлениях и событиях - от природы града до крещения Руси, от изготовления лаптей до способа книгопечатания... В нашей энциклопедии каждый том посвящен одной теме.

Уже «название» каждого тома - «Земля», «Растения и животные», «Человек», «Из истории человеческого общества», «Наша Советская Родина», «Литература и искусство» - само по себе говорит о тематической цельности и направленности книги. И, кроме статей по тому или иному вопросу, том дополнен перечнем наиболее важных сведений, библиографией, именным и предметным указателем. Это для тех читателей (а их, конечно, много), которые захотят использовать огромные книжные богатства, посвященные теме того или иного тома.

Невозможно указать какое-либо другое издание, которое в одной книге давало бы такое цельное и увлекательное представление о важнейших сторонах деятельности человека. Именно деятельности. Потому что даже тогда, когда речь идет о таких явлениях природы, как гейзеры, лавины, град, авторы везде делают упор на вмешательство человека в жизнь природы, на то, как в результате многовековых усилий науки человек научился не зависеть от природы, а управлять ее силами.

Привлекает в энциклопедии и то, что читатели узнают о выдающихся открытиях и событиях не от пересказчиков, а «из первых рук», от людей, непосредственно участвовавших в них. Не кто-нибудь, а И. Папанин рассказывает об освоении Северного полюса; о станциях «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4» написали очерки прославленные начальники экспедиций на полюсе А. Трешников и Е. Толстяков. О легендарном дрейфе ледокола «Г. Седов» пишет капитан корабля К. Бадигин. Трудно переоценить тот эмоциональный накал, который создается рассказом человека, который все видел сам, сам пережил незабываемые минуты открытия.

Об открытие островов Северной Земли написал очерк человек, который в осеннее утро 1913 года впервые и первый увидел на горизонте очертания неизвестной прежде земли. Это был судовой врач «Таймыра» Л. М. Старокадомский, и его рассказ об этом стоит дороже любых беллетристических переложений этого события. А рассказ делегата III съезда комсомола А. Безыменского о знаменитом выступлении Ленина на съезде... Таких материалов много, они по-настоящему украшают первую советскую детскую энциклопедию.

У энциклопедии есть еще одна важная особенность. Она не описательна, не рассчитана только на то, чтобы ее читали спокойненько, забравшись с ногами на диван. Она активна, она постоянно толкает читателя самого проверить то или иное, самого сделать гербарий, собрать коллекции минералов и насекомых, изготовить примитивный телескоп; понаблюдать за светилами, быть фенологом, изготавливать модели». И это не просто рекомендации, а толковые практические советы, как что сделать, какими инструментами, из какого материала. К активности толкает читателей и справочный аппарат энциклопедии. Он сделан обильно, вкусно, в нем множество сведений. Они не только дают справки о длине рек или расстоянии от Земли до звезд и планет, но и поражают воображение прелестью неведомого.

Хочется среди многих достоинств новой энциклопедии отметить и ее иллюстрации. Все десять томов энциклопедии наполнены множеством рисунков, гравюр, фотографий, цветных вклеек. Среди них радуют великолепные гравюры таких больших мастеров, как В. Фаворский, А. Гончаров. Изобретательно и интересно сделаны многие рисунки к статьям о науке и технике, Очень хорошо подобраны фотографии.

Некоторые из них настолько выразительны, что потрясают больше иного рассказа. Невозможно забыть фотографию Зои Космодемьянской, смело идущей на смерть, фотографию чехов, плачущих от горя и бессильной ярости при вступлении немецко-фашистских войск в Прагу.

Огромное значение имеет то, что наша детская энциклопедия - первая! Это значит, что изучение ее опыта, ее удач и недостатков имеет принципиальное значение для выпуска новых и новых изданий подобного рода. Как бы ни был велик успех новой энциклопедии, она не должна оставаться единственной. Я уж не говорю о том, что младшие школьники имеют не меньше прав иметь свою энциклопедию, нежели их товарищи среднего и старшего возраста. Но и тем, кому адресованы десять томов «Детской энциклопедии», нужны энциклопедии и другие, разные. Дифференциация интересов у школьников сейчас проявляется рано и резко.

Нужны энциклопедии исторические, литературные, по различным отраслям естествознания и техники, энциклопедии практических знаний и навыков... Пусть они не будут многотомными, огромными, пусть некоторые из них будут алфавитными, другие - тематическими, но асе они должны удовлетворять самые различные, сложные и многообразные интересы советских людей. И ни в коем случае не надо стремиться к унификации типов изданий, характера текста и иллюстраций. Пусть они будут написаны в разной манере, свободно, с максимумом выдумки и воображения!

Мы должны полностью использовать опыт только что вышедшего издания. И не только опыт достижений, но и опыт ошибок. Только-только закончилось новое, интереснейшее издание, а оно уже во многих своих местах устарело. Мы, конечно, понимаем, что такое большое и солидное, неторопливо делающееся издание не может поспевать за фактическими успехами советской и мировой науки. Но читателю бесполезно это объяснять. Ему смешно после полетов в космос Гагарина, Титова, Николаева, Поповича, Быковского, Терешковой, американских космонавтов читать в энциклопедии слова о том, что недалеко время, когда первый человек взлетит в космос...

Как ни странно, но энциклопедия, долженствующая сообщать самые последние сведения о достижении наук, очень робко пишет о самом новом, что сейчас есть в естественных науках. Это относится и к фактам и к людям. Нельзя понять, почему в томе, посвященном физическим наукам, нет, не только очерка - даже справки о таких создателях современной физики, как Эйнштейн, Нильс Бор, Резерфорд.

Впрочем, в этом томе не найти и выдающихся советских физиков нашего времени. Там нет слова «Дубна». Как будто редакция считала возможным писать только о тех ученых, которые уже стали историей науки, а не сегодняшним и завтрашним днем ее! Известен тот жгучий интерес, который старшие школьники питают к стремлениям ученых объяснить происхождение звезд, к проблемам появления жизни, существования разумных существ во Вселенной, Книга астронома И. С. Шкловского «Вселенная. Жизнь. Разум» передастся школьниками из рук в руки. Как захватывающе интересная книга» она пользуется успехом отнюдь не меньшим, нежели пресловутые «приключенческие» книги». А в энциклопедии можно прочесть только об устарелых космогонических гипотезах, она обходит многие жгучие вопросы мироздания.

Понятно стремление редакции дать читателям наиболее «отстоявшееся», наиболее проверенное. Но наряду с этим следует писать о новых гипотезах, новых предположениях ученых. Это важно и потому, что только так мы сумеем выполнить требование Горького: «Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции». Естественны и закономерны споры в науке, борьба различных теорий и гипотез. Надо ли изолировать юного читателя от атмосферы этих споров?

Не следует, конечно, самую новейшую теорию или гипотезу преподносить ему как нечто доказанное, утвержденное, Но энциклопедия обязана показать своему читателю, что наука создается в борьбе нового со старым, что она требует и воображения, и смелости, и упорства.

Нельзя забывать, что главной Задачей энциклопедии - для юношества является не столько приобретение знаний, сколько воспитание.

Хочется, чтобы в очерках о науке обязательно присутствовал романтизм и драматизм поисков» чтобы читатель твердо понял то, что в науке нет «царских дорог» - гладких, спокойных, обязательно ведущих к славе и признанию!

Необходимо, чтобы любой рассказ о научном до-стяжении заглядывал в будущее. И здесь мы также встречаемся с известной робостью. Вот, например, что написано в энциклопедии об использовании человеком энергии приливов: «Приливо-отливную энергию называют синим углем.

У советских берегов запасы синего угля довольно значительны. Наступит время, когда люди научатся широко использовать и этот источник энергии». Уф, как скучно! И неверно. Уже научились. Ведь уже имеется в мире опыт строительства приливо-отливных электрических станций. И такая станция проектируется уже и в нашей стране! Читателю энциклопедии об этом не раз рассказывалось в его любимых научно-популярных журналах!

Когда мы говорим о том, как скучно написано о новом виде энергии в «Детской энциклопедии», нельзя не коснуться одного из самых значительных ее пороков - языка. Мы уже говорили, что среди множества очерков и статей, помещенных в энциклопедии, есть блистательно написанные, полные жизни. Их даже немало. Тем более досадно, когда встречаешь статьи, написанные скрипучим языком плохого учебника.

«Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении рельефа». «Все растительные сообщества какой-либо определенной местности составляют ее растительность». «Ветром называется перемещение воздуха почти параллельно земной поверхности»... Все правильно, но до чего же скучно и невыразительно! Можно и нужно спорить, неизбежна ли и в учебнике подобная сухотка. Но уж, во всяком случае, она полностью противопоказана книге, которая должна быть живой, занимательной, поэтичной. Ужасно, что так пишут не о чем-либо, не о математических аксиомах, а о природе.

И, кстати, о природе в «Детской энциклопедии».

Научить любить нашу родную природу, научить ею любоваться, охранять ее и украшать - одна из задач любой книги, особенно о природе, да еще книги для юношества. А это значит, что о ней надо писать так, чтобы в рассказе о лесах, озерах, реках, лугах блистали все краски природы, присутствовала вся ее прелесть и очарование. Удивительно еще и то, что в «Детской энциклопедии» ничего не говорится о необходимости беречь родную природу, беречь ее леса, ее птиц и зверей. Зато есть целый раздел «молодого охотника». И в нем даются деловые советы, как успешней травить зайца, как убивать лесную и луговую дичь. Понять такое очень трудно! «Охота» с фотоаппаратом - да!

С сачком для насекомых, с листами гербария для растений, но только не так: с ружьем, с натасканной собакой!..

Несколько слов о стиле «Детской энциклопедии». Хочется поспорить: нужно ли обязательно добиваться единообразия во всех материалах, публикуемых в ней? А такое стремление к единообразию порою ощутимо. Кое-где «Детская энциклопедия» невольно подражает «взрослой» энциклопедии, где справочность издания, естественно, нивелирует рее помещенные справки и статьи. Но «Детская энциклопедия»- это еще и книга, которая читается, как любая детская книга. Надо ли добиваться, чтобы очерки и статьи были схожи друг с другом по манере подачи, языку? Не лучше ли предоставить авторам энциклопедии большую свободу в выражении своей индивидуальности! Пусть статьи и очерки будут совершенно разными по своему стилю, пусть будет в каждой из них больше придумки, образности, красок!

Как было бы интересно, скажем, перепечатать в новой «Детской энциклопедии» некоторые страницы старой, сытинской энциклопедии!

Показать на одной стороне разворота старую русскую деревню, изготовление единственной почти обуви дореволюционного крестьянина - лаптей, старый кирпичный завод. А рядом дать зарисовки и фотографии современного колхозного села, животноводческой фермы, механизированного тока, огромных поточных линий, вы пускающих детали многоэтажных домов... Энциклопедия должна наглядно и убедительно показать дистанцию, пройденную нашей страной за годы Советской власти, дать яркое представление о том, с чего мы начали.

Разговор об энциклопедии и энциклопедиях только начат. Первое издание «Детской энциклопедии» шло по целине, оно открывало путь новым энциклопедическим изданиям для детей и юношества. Оно и издавалось, между прочим, для того, чтобы и взрослые и дети не только насладились ею, но и совместно установили, как надо новые энциклопедии делать еще лучше, еще интереснее. Настанет время, когда на книжных полках будут стоять рядами разнообразные, интересные, постоянно выходящие энциклопедии. И среди них почетное место займут десять томов самой первой, самой отважной «Детской энциклопедии», чье завершение составило целый этап в жизни и учебе молодых читателей.

Журнал «Юность» № 10 октябрь 1963 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Литературная страница

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge