Один из старейших театров Ленинградской области - театр имени Облисполкома на протяжении нескольких лет совершал в летние месяцы рейсы вверх по Неве на плавучей культбазе Северо-Западного речного пароходства. Это была большая, хорошо оборудованная баржа, которая за одну навигацию проходила путь от Шлиссельбурга до Вознесенья и обратно. Культбаза делала длительные остановки в различных населенных пунктах, где все уже были заранее оповещены о приезде театра и готовились к встрече с актерами, как к большому празднику. Во время стоянок культбазы, пока основная труппа играла в плавучем театральном помещении, для обслуживания отдаленных колхозов снаряжалась концертная бригада либо кукольный театр. В одной из деревень, куда актеры театра имени Облисполкома приехали уже не в первый раз, после обычного, небольшого, но, как всегда, оживленно принимавшегося концерта, зрители попросили актеров остаться и посмотреть их местное „театральное достижение". Актеры охотно согласились. Тогда на середину небольшой клубной комнаты вышел мальчик лет тринадцати-четырнадцати и, развернув аккуратно сложенный пакет, извлек оттуда несколько самодельных кукол. Он смастерил их сам после того, как однажды увидел своей деревне кукольный театр. Колхозники гордились своим театром. Гордились им и актеры, творчество которых пробудило у людей любовь к искусству. Это было еще очень несовершенное, наивное искусство, но глубоко искреннее и потому дорогое. Мы вспомнили об этом случае, происшедшем несколько лет назад, потому что в нем очень ясно проявилось влияние профессионального искусства на искусство самодеятельное, которое, питаясь духовными силами народа, находя в нем поэтические истоки творчества, нередко черпает в профессиональном искусстве формы своего выражения и мастерства. Это можно проследить также на множестве других примеров работы областных театров, оказывающих значительную помощь самодеятельным коллективам. До революции театральная культура города в нашей области находилась на чрезвычайно низком уровне. Театры были в руках предприимчивых коммерсантов, которые без стеснения пичкали публику низкопробными „зрелищами" или сентиментальной мелодекламацией. В системе Областного управления по делам искусств работали несколько драматических театров, театр комедии и сатиры, театр оперетты, музыкальные ансамбли, театр для детей и несколько кукольных театров. Актерам нередко приходилось выступать перед людьми, которые никогда до того не знали театрального искусства. Новый и уже значительно более высокий этап областного театрального искусства наступил в дни октябрьских празднеств 1939 года, когда по"»инициативе товарища А. А. Жданова в двух крупнейших городах Ленинградской области — в Пскове и Новгороде — были открыты стационарные театры. Мне довелось присутствовать на открытии Псковского стационара. Это был подлинный праздник трудящихся города, получивших свой постоянный квалифицированный актерский коллектив. В день открытия Псковский драматический театр показал советскую пьесу „Павел Греков", сыгранную актерами живо и темпераментно. А в тот же вечер Новгородский театр начинал свою жизнь спектаклем „Разлом", воскрешавшим перед зрителями героические страницы истории революции. В нынешнем сезоне Ленинградская область обогатилась еще четырьмя стационарами: постоянные театры начали работать Порхове, Боровичах, Лодейном поле и Кингисеппе. Кроме того, перед областным зрителем выступают передвижные театры Областного управления по делам искусств — уже упомянутый нами в начале статьи Театр имени Облисполкома, Районный театр, Передвижной театр, Театр малой оперетты и другие. В прошлом году возникла и Областная филармония, учреждение чрезвычайно интересное, призванное пропагандировать музыкальную культуру среди широких слоев колхозных слушателей. 14 января 1941 года начался организованный по решению руководящих областных организаций показ театрально-музыкального искусства и художественной самодеятельности Ленинградской области. Открыл показ один из лучших стационарных областных театров—Псковский драматический театр, который показал ленинградцам свою новую работу — патриотический спектакль „Фельдмаршал Кутузов". Это — большая победа Псковского театра, который, располагая сравнительно скромными ресурсами, с успехом поставил большой монументальный спектакль, глубоко волнующий советского зрителя. Своим успехом спектакль обязан также игре артиста К. Леонтьева, очень тонко и умно сыгравшего трудную роль полководца Кутузова. Кроме „Фельдмаршала Кутузова" Псковский театр привез спектакль „Дети солнца". Прошло всего лишь семь лет с того дня, как в Гдове возник „Областной реалистический театр", призванный обслуживать трудящихся нашей области. Несколько лет передвижной работы, особенно два года работы в Пскове благотворно сказались на творческом росте молодого театрального коллектива и выдвинули сейчас Псковский драматический театр на первое место среди тетров Ленинградской области. Боровичах в этом году стал стационарным театр имени Ленинградского Обкома ВЛКСМ. Театр этот был создан десять лет назад группой комсомольцев, участников художественной самодеятельности. Молодые и жизнерадостные, но в то время еще очень непрофессиональные актеры, они ставили перед собой задачу пропагандировать средствами театрального искусства лозунги партии. Театр возник из потребностей жизни, питался ее соками и потому оказался очень жизнеспособным. Молодежь работала и училась, в труппу приходили новые товарищи, театр все более профессионализировался и приобрел свое творческое лицо. Для участия в показе областного искусства Боровичский театр подготовил два спектакля „Шторм" Билль-Белоцерковского и „Светит, да не греет" А. Островского. Богатый и разнообразный репертуар привезли с собой театры Ленинградской области. Спектакль „Дядя Ваня", подготовлен самым молодым из областных театров - Кингисеппским драматическим театром, существующим всего лишь пять месяцев. Театр имени Облисполкома показал „Волки и овцы" А. Островского (в постановке режиссера Г. Гуревича). Пьесу Б. Лавренева „Разлом" ставил в дни показа Районный театр. Передвижной театр малой оперетты подготовил к показу новую работу - „Небесные ласточки" Эрве. Существующий уже второй год на положении стационара Новгородский драматический театр привез с собой горьковский спектакль „Зыковы" и пьесу Герасимова „Учитель", в которой роль Степана Лаутина с успехом исполняет молодой артист Неразик. В Порховском театре, руководимом В. Гершгорном, ленинградцы увидели „Любовь Яровую" Тренева (в обработке Пашенной) и комедию Скриба „Стакан воды". Передвижной театр показал пьесу ленинградского драматурга Копкова „Царь Потап". Список этот можно было бы продолжить, но уже и то, что перечислено, свидетельствует о разнообразии и высоком качестве репертуара областных театров. Все это обещает сделать показ театров Ленинградской области особенно значительным и плодотворным для молодых коллективов, нуждающихся в деловой помощи и в требовательной товарищеской критике. На заключительном концерте показа областного искусства ленинградцы увидят также художественную самодеятельность области. Мы уже не раз видели на сценах ленинградских домов культуры выступления областной самодеятельности. Это всегда оставляло глубокое впечатление. В дни показа в Ленинграде выступят лучшие из тех полутора тысяч драматических и хороших самодеятельных коллективов, которые в нашей области возникли на промышленных предприятиях и в колхозах. Ленинградцы услышат выступления одаренных вокалистов, тт. Лопатиной, Степановой и Беспаловой из вокальной студии Новгородского дома культуры, сказительницу Трофимову из Слуцкого района, баянистов Шестерина и Пакетова из Волховского и Боровичского районов, увидят зажигательные народные пляски в исполнении Леоненко и Белова из Полновского района и многих других участников областной самодеятельности. Неподражаемое, очень своеобразное искусство покажет уже знакомый нам и широко известный за пределами нашей области коллектив „Гдовская старина", который под руководством учителя орденоносца 3. П. Савельева готовит специальную программу, составленную из современных песен и плясок гдовских колхозников. Показ областного музыкально-театрального искусства и художественной самодеятельности - событие большого культурно-политического значения. Искусство, принадлежащее народу, взращенное революцией и новой социалистической жизнью, получило в нашей стране исключительные возможности для своего роста и расцвета. А БЕЙЛИН
Работница и крестьянка № 2 январь 1941 г.
Trackback(0)
|