«Поэма о море» - последний замысел замечательного советского режиссера и драматурга Александра Довженко. Воплощенный на экране кино, этот замысел не поддается простому пересказу, потому что никакими словами не заменить умное, от души идущее слово мудрого художника Александра Довженко.
Смотришь картину, и кажется, что приобщился к чему-то бесконечно близкому и родному всем нам, советским людям. И сердце волнуется от щемящего и сладкого чувства любви к отчему краю. Недаром Родину нашу зовем мы Отчизной!
...Вспыхивает свет, зал встает, сосредоточенный и молчаливый. Каждый чувствует в этот миг, что он стал душевно богаче, взволнованнее и чище. Такова могучая сила большого искусства.
Фильм «Поэма о море» необычен, он свидетельствует о том, как велика и поистине неисчерпаема сокровищница изобразительных средств искусства социалистического реализма. В фильме есть, например, большие куски, в которых снято, как человек... думает. Да, вы остаетесь наедине с кем-либо из действующих лиц. На экране как будто ничего особенного не происходит. Герой размышляет или предается воспоминаниям.
Но ваше внимание не только не ослабевает, а, наоборот, напрягается. Мы видим и слышим здесь наших старых друзей, любимых актеров: Б. Ливанова (генерал Федорченко). Б. Андреева (председатель колхоза Зарудный), Е, Бондаренко (шофер Кравчина), Г. Коврова (отец Федорченко - Максим Тарасович), 3. Киреенко (дочь Зарудного - Катерина). Свет довженковского поэтического дара словно озарил их талант, и по-новому засияли созданные ими в этой картине образы простых, но духовно богатых советских людей.
Каждый исполнитель нашел для выражения близких ему мыслей и чувств свои особые заветные краски, каких мы до сих пор не замечали в его игре. «Вот, оказывается, на что ты способен!» - радостно думалось потом, когда вспоминались отдельные кадры увиденного, думалось о тех, чей яркий артистический талант еще раньше завоевал признание зрителя.
В «Поэме о море» есть сцены почти символические. Это - своеобразные кинопритчи. Их мораль лишь постепенно проясняется в вашем сознании. Такова притча о старике. Узнав, что его село стоит на дне нового моря и вот-вот будет затоплено, старик не захотел покидать своей родной хаты, как ни уговаривали его, как ни пугали. На него кричали, но и это не помогло. А ключом к сердцу и уму этого строптивого чудака оказалось уважительное и теплое слово главного руководителя стройки (артист М. Царев). Не напоминает ли снова эта, с мягкой иронией рассказанная, история о том, что главным средством воспитания людей должен быть не окрик, не обидная брань, а умный и дружеский разговор, слово, раскрывающее подлинную красоту и величие нашего общего коммунистического дела.
Созданные в фильме образы будят большие мысли. Правда жизни постигается через чувства. Глубоко и по-настоящему волнует образ генерала Федорченко, солдата революции, не раз проливавшего кровь за то, чтобы к лучшей жизни, добытой в труде и боях, пришли все поколения простых людей. На этом закаленном и суровом воине лежат и сейчас немалые заботы. Нам, зрителям, совсем немного рассказано в фильме о его прошлом - прошлом революционера, солдатского депутата, красного конника, боевого командира времен Великой Отечественной войны. Но вот Федорченко приезжает в родное село, мы становимся свидетелями его встречи со своим отцом-плотником, и сразу безмерно много, пожалуй, все узнаем о главном содержании его жизни. Надо видеть, как сердечно и торжественно отдает он воинскую честь отцу, как по-юношески легко бросается к кружке с водой, чтобы напоить старика, с какой сдержанной, но неподдельной теплотой говорит: «Хорошо, что вы не разучились сердиться, тату». Никто нам не поясняет, что Федорченко коммунист. Но мы неизбежно вспоминаем об этом, когда видим, как он искренне взволнован и растроган простодушным предложением своих односельчан «идти к ним в колхоз председателем». Такие люди, как генерал Федорченко, достойны самых высоких постов в социалистическом государстве. Ни на одно мгновение не покидает их святое чувство нерасторжимой близости к народу, из которого они вышли.
И тут же фильм заставляет нас задуматься над образом мальчугана - генеральского сына. Как могло случиться, что рядом с этим замечательным, по-настоящему большим человеком с неостывшей душой подрастает такой мелкотравчатый лягушонок? Времени что ли на него не хватало у занятого отца?
Не только. Из сопоставления с образами его сверстников, из столкновений характеров, из разных жизненных наблюдений и навыков маленького горожанина и деревенских ребятишек мы приходим к ясному пониманию, что этому неглупому, по-своему очень рассудительному и развитому мальчику не хватает той крепкой жизненной опоры, которую дает одно только трудовое воспитание. Мы видим, насколько созвучны идеи фильма всем помыслам советских людей, великим думам, которые владеют нами теперь, когда решаются коренным образом проблемы превращения всей школьной системы в подлинно трудовую. Как всякое настоящее произведение искусства, фильм «Поэма о море» актуален в самом высоком значении этого слова.
Кинопоэма многогранна. В ней и чудесная новелла о любви, и гимн созиданию, и драматическая баллада об отщепенце, которого новый мир казнит самой страшной казнью - отлучением от воодушевленного движения в будущее, от всего, чем живет советский народ. Низменных чувств и поступков, оскорбляющих достоинство и честь человека, мы не возьмем с собой в коммунизм.
Образы отдельных людей объединяются в слитный образ главного героя фильма - умного и веселого, чуткого и справедливого, жизнелюбивого и мирного, но грозного в своем гневе и великого в свершениях советского народа. О. ПИСАРЖЕВСКИЙ.
Советский воин № 1 1959 г.
Trackback(0)
|