Одной из ближайших проблем культурного развития нашего общества является ликвидация существующего разрыва между городом и деревней. Нельзя, однако, упрощать эту задачу, стараясь механически перенести внешние формы культуры города в условия села без учета существующего различия в образе жизни, обстановке, условиях труда и т. д.
Основными требованиями, которые мы предъявляем к одежде в нашей стране, являются ее практичность, удобство, простота, соответствие образу советского человека и окружающей обстановке.
Если посмотреть внимательно, легко убедиться, что из этих требований вытекает довольно существенное различие одежды горожан и сельского населения. Во многих случаях практичными и удобными окажутся разные формы и цвета одежды. Для того чтобы тех и других одеть красиво в соответствии с их образом и средой, вероятно, тоже потребуются разные вещи.
Как бы мы ни озеленяли наши города, все же для них характерны асфальтовые мостовые и многоэтажные дома. Население городов ездит на работу в трамваях и троллейбусах, а иногда и в метро, работает, как правило, в цехах предприятий или учреждениях. Население колхозов и совхозов живет и работает в иных условиях. Летние виды работ здесь значительно отличаются от зимних, люди большую часть времени проводят на воздухе, много ходят пешком. Их внешний облик соответствует нашему представлению об образе крепкого, физически развитого человека.
Конечно, некоторое различие в форме, предметах ансамбля и его подборе не означает резкой грани в одежде тружеников города и деревни. Целый ряд форм будет все же повторяться.
Но в других случаях это различие является необходимым, так как использование не подходящей в данных условиях одежды или обуви может принести вред здоровью.
К сожалению, до последнего времени проблема культуры одежды села остается нерешенной. Говоря о том, что в колхозах стали хорошо одеваться, мы обычно имеем в виду «нарядно», а порой под этим подразумевается «богато». В самом деле, люди стали покупать дорогие вещи. А в некоторых местах даже установлено как бы неписаное правило: чтобы считаться хорошо одетым, надо иметь определенное количество шелковых и шерстяных вещей, обуви.
Каковы же художественные достоинства этих товаров? По отзывам работников торговли, «для села» чаще всего идут добротные, но старомодные товары, устаревшие, аляповатые рисунки тканей «в цветах». Торговые организации, заботясь о сбыте, порой специально заказывают промышленности одежду, давно вышедшую из моды, признанную тяжелой и неудобной. Между тем задача работников промышленности и торговли состоит в том, чтобы помочь сельскому населению получить действительно нужные для них товары: современные, красивые и соответствующие реальным требованиям жизни. Отличие одежды сельского населения от городской не должно заключаться в ее старомодности и плохом вкусе.
Сейчас оба эти недостатка довольно прочно укоренились в одежде наших колхозниц. Это выражается в стремлении к нарочитой нарядности, увлечении блестящими украшениями. Очень часто отдельные предметы и украшения разного характера не связаны между собой по назначению, не подходят ни к костюму, ни к обстановке. Приходится видеть блестящие колье, надетые на шею днем, с вязаной кофточкой или повседневным платьем. Очень часто одновременно бывают надеты серьги, ожерелья, кольца, часы, брошки.,, все это разного стиля, из разных материалов (металл, пластмасса, блестящие камни и т. д.). Безусловно, такой наряд может вызвать лишь одно определение - «плохой вкус».
Мы уже говорили о смысловом единстве ансамбля, которое является основой в создании образа костюма. Гармония цвета и материалов, чувство меры - необходимые качества одежды, как и ясно выраженное назначение. Даже дешевые блестящие «бриллианты», надетые к месту, с черным шерстяным платьем, могут выглядеть по-настоящему торжественно и, мы бы сказали, «благородно». А вот украсить так рабочий костюм -значит снизить его художественное качество, создать впечатление уродливого, крикливого туалета. Стремление к украшательству в одежде выглядит сейчас несовременно в связи с общей направленностью нашего прикладного искусства к простоте, логичности, ясности выражения, гармоничному решению формы без лишних деталей и мелкой разработки.
Высокими художественными достоинствами обладали образцы народного костюма. Что же случилось с природным вкусом нашего народа, который в прошлом создавал неповторимые шедевры скромными средствами, из скромных материалов - дерева или глины, грубых шерстяных ниток или холста? Мы не говорим о тех уголках, где еще бытует национальный костюм. Но в селах, приближенных к городам, народное искусство и традиции в этой области не пользуются уважением у населения. Как правило, ими восхищаются горожане, а сельские жители, особенно молодежь, не проявляют к ним никакого интереса.
Странно выглядят наши русские деревенские торжества. Сельские празднества во многих странах Запада и в соседних социалистических странах - Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Польше и др.- до сих пор расцвечены яркими красками национальных одежд. И только у нас, особенно в последние годы, почти повсеместно видим темные двубортные костюмы да платья европейской городской моды тридцатилетней давности. Если добавить к этому однообразию нередко не первую свежесть и совсем непраздничную отутюженность, то зрелище от сельских праздников поистине удручающее. Наши радостные и в то же время торжественные народные одежды видим мы ныне лишь в музеях да на картинах старых мастеров. Радуемся. Но почему-то не возмущаемся.
В старой России долгие годы народное искусство и традиционный национальный костюм уживались в деревне о беспросветной нищетой и бескультурьем. Все городское казалось тогда олицетворением прогресса и культуры. Возможно, это явилось причиной стремления народа вместе с тяжелым прошлым расстаться и со старыми традициями. Вместе с повышением материального благосостояния увеличивалась тяга «к городскому», без тени критического подхода к этим вещам. Мы не ставим здесь задачу глубокого анализа этого явления. Хотелось лишь напомнить, что нашему народу с давнего времени свойствен природный художественный вкус.
Если невозможно вернуть в наш обиход народный костюм там, где он окончательно заменен европейским, то традиции создания этого костюма могут быть тщательно изучены и использованы. Думается, что, проявляя заботу о нуждах нашего сельского населения, вовсе не нужно «выдумывать» какую-то специальную моду для села. Однако среди тех рекомендаций, которые художники различных отраслей промышленности разрабатывают ежегодно, должен быть предусмотрен достаточно широкий выбор форм, цветов и ассортимента.
Необходимо, чтобы среди них всегда была одежда различного назначения, обувь, головные уборы - современные, но удобные для использования их в условиях села. Нам кажется, что здесь можно носить одежду более красочную, простых четких линий, свободного покроя. Вероятно, не годятся узкие прямые платья, туфли на высоком тонком каблучке, сковывающие походку, и т. п.
Очень важно решить вопрос одежды для работы, так как трудящиеся, как и в городе, проводят здесь большую часть своего времени за работой.
Хотелось бы, чтобы наши труженики полей выглядели красивыми и на работе, а не только вечером или в праздник. Ведь для красоты не обязательно должны быть серьги и высокие каблуки. Если простое платье или комбинезон удобны для работы, чисто выстираны, хорошо сидят, то вы будете выглядеть красиво в платке и в сапогах, так как именно этот костюм соответствует рабочей обстановке.
Сельскохозяйственные работы требуют специальной одежды - практичной, удобной в движениях, прочной, из легко стирающихся тканей.
Не только трактористам и комбайнерам, но всем работникам при заготовке кормов, уборке хлеба, перевозке, обмолоте и других работах наиболее удобным является так называемый полукомбинезон, который можно надеть в зависимости от погоды с легкой рубашкой или курткой. Этот вид одежды мы бы советовали и женщинам, так как многие из них выполняют эти работы наряду с мужчинами. Работники ферм в летнее время могут носить халаты или передник, а зимой теплую куртку и стеганые брюки или юбку. Прополку овощей и менее тяжелые полевые работы женщины могут выполнять и а ситцевом платье или сарафане (если не надо залезать на машину или на стог, где, конечно, удобнее комбинезон). Желательно, чтобы рабочее платье было из хлопчатобумажной, недорогой, прочной ткани, так как при этом оно дольше сохраняет свой вид. Неприятно выглядит разорванная, грязная одежда или старое вылинявшее нарядное платье, которое донашивают в поле. Если человек ходит всю неделю в рваной, неопрятной одежде, с растрепанными волосами и немытым лицом, а в выходной день появляется чисто вымытым и нарядно одетым, это только говорит об отсутствии культуры и минимальных навыков опрятности.
Привычка отдельных людей не обращать никакого внимания на свой повседневный облик и в то же время копить нарядные платья для праздников и будущих торжеств происходит тоже в связи с традициями, но это традиции другого порядка. Стремление казаться богаче, так как богатство в старину пользовалось уважением, необходимость собрать приданое, по которому подчас расценивались достоинства невесты,- все это вынуждало в старое время держать всю одежду в сундуке, а повседневно одеваться в старье. Скопленное добро приобреталось ценой непомерного труда в течение долгих лет. Надо ли повторять здесь, что от жизненного уклада старой деревни не осталось камня на камне. Человека расценивают у нас не по его достатку, а по внутренним качествам и трудовым делам. Мы смотрим на одежду не как на капитал или средство показать свое благосостояние, а как на предмет первой необходимости. Поэтому было бы странно подходить сейчас к одежде по старинке и набивать сундуки ненужными вещами. Ведь и нарядных платьев не обязательно иметь много или делать их очень дорогими. Красота одежды не расценивается по ее цене, а платья, которые полежат год-два, будут выглядеть устаревшими, и их не захочется надеть.
Мы уже говорили, что общие принципы подхода к одежде остаются одинаковыми для города и деревни. Различие выражается в выборе формы, тканей, цвета, подборе дополнений. И здесь было бы желательно, чтоб наши модельеры побольше изучали народный костюм и постарались использовать его подлинно художественные ценности. Мы не имеем права сдавать эстетические завоевания народа в запасники городских музеев.
Мы остановимся только на особых специфических требованиях, связанных с обстановкой, и на тех недостатках в одежде села, которые встречаются особенно часто.
Так, например, нам кажется необходимым остановиться на особенностях подбора ансамбля в связи с обстановкой и условиями жизни села. Обувь, конечно, зависит от времени года и от состояния дороги. Нельзя советовать носить туфли на каблуках или босоножки там, где требуются резиновые сапоги. В конце концов, в холод или грязь, если вы направляетесь на танцы или на концерт, можно взять туфли с собой. Но особенно некрасиво выглядят «модницы», которые прыгают с кочки на кочку под моросящим дождем в выходных туфельках! Но и фасон туфель, вероятно, будет не такой, как для города: более широкий носок, невысокие и не слишком тонкие каблуки. Необходимо обратить внимание на шарфики и косынки, которыми украшают иногда выходные платья. Платье пестрое, в цветах, косынка тоже пестрая, с цветами другого типа. Такие вещи, конечно, допускать не надо. Если вы одеваетесь нарядно, надо все продумать. Косынка или шарфик надеваются к платью в том случае, если они его украшают по цвету, красиво сочетаются с формой выреза или воротника, в противном случае - это ненужная деталь, которую надо снять вместе с пальто или плащом.
Надо также сказать несколько слов о шляпах. Прежде всего, шляпа не является необходимой частью костюма. Есть много женщин, которые живут всю жизнь в городе, но не носят шляп. Просто они их не любят или шляпы им не идут. Шляпу нельзя надеть с любым костюмом и любой обувью. Вот здесь уж обязательно на ногах должны быть чулки и туфли (не босоножки и не сапоги). Одним словом, весь ансамбль должен быть подобран безукоризненно. Если климатические условия, обстановка и характер работы требуют носить сапоги и полупальто, то от шляп лучше отказаться вообще и носить платок. Кстати, платок может быть цветным и небольшого размера, платки грязно-серого цвета не идут никому.
Мужчинам мы хотели бы посоветовать изменить форму повседневного костюма: вместо хлопчатобумажных или старых шерстяных пиджаков удобнее носить куртки, которые могут быть сделаны из любой недорогой ткани. В качестве рабочей одежды также удобен полукомбинезон с рубашкой или курткой или комбинезон. Что касается выходного костюма, хотелось бы видеть мужчину, особенно молодежь, одетыми современно, просто и опрятно. Давно пора отказаться от неудобных широких брюк. Следует избегать слишком пестрых галстуков и рубашек к выходному костюму.
Если приходится носить сапоги, то лучше надевать куртку, а не пиджак, лучше полупальто, а не пальто. Женщинам мы не рекомендуем дополнять костюм шляпой, а с сапогами шляпа вообще не допустима.
Очень коротко мы коснулись специфики, которая, как нам кажется, должна сохраниться отчасти в одежде жителей сельских местностей.
Ни в коем случае нельзя считать, что эта одежда должна быть или будет менее красивой, чем у горожан. Каждый человек красив в той одежде, которая ему идет. Кроме того, сама одежда может быть очень красочной, нарядной, лишенной той сдержанности цвета, которая необходима в городе.
Эстетика поведения
Trackback(0)
|