Главная Часовые вселенной

Наши партнеры

Полярный институт повышения квалификации

График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года

Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам

Оформити без відмови та тривалих перевірок позику 24/7. Короткострокові кредити всім повнолітнім громадянам України. Оформлення онлайн. Все, що потрібно для подачі заявки - зайти на сайт, мікропозика онлайн, треба вибрати суму і термін на спеціальному калькуляторі. Під нуль відсотків цілодобово мікрокредит без відмови в Україні взяти дуже легко. Просто зайдіть на будь-який сайт МФО.

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
Часовые вселенной Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
30.05.2015 14:02

Более двух третей земной поверхности «залиты» океанами. На многие тысячи километров отделили они материки и острова. Когда-то, почти пять веков назад, каравеллы Христофора Колумба два месяца плыли через Атлантический океан к незнакомым берегам Америки. Скорость современных судов во много раз больше, чем у парусных дубовых «скорлупок» испанского мореплавателя, но и сейчас самому скоростному и роскошному лайнеру необходимо трое - четверо суток, чтобы пересечь Атлантику.

Велик Мировой океан, и каких только кораблей не создали разум и руки людей для покорения его безбрежных, зыбких пространств! Одни из них перевозят пассажиров, другие доставляют грузы, третьи добывают «дары моря», четвертые предназначены для исследования самого океана. Но вот совсем недавно, в наш космический век, родились корабли, которых не было раньше,- непривычные по виду «часовые Вселенной». Что это за корабли, какие причины вызвали их появление на океанских просторах?

Связь между Землей и космическими аппаратами поддерживается, как известно, с помощью радио. Радиоволны приносят на Землю сведения о самочувствии космонавтов и состоянии космолета, о скорости его и положении в пространстве, научную информацию. В свою очередь, с Земли в космос идут команды и сообщения. И если оборвется этот поток радиоволн, прекратится связь, беспилотный аппарат станет беспомощным, ненужным, затеряется в межзвездном пространстве. Для космонавтов же это может обернуться гибелью.

Вспомним свойство радиоволн. Дальность распространения волн зависит от их длины, то есть от расстояния между двумя соседними гребнями той извилистой линии, которой изображают радиоволны в книгах по радиотехнике. Для коротких волн на Земле нет непреодолимых расстояний. Однако на этих волнах может одновременно работать лишь малая часть радиостанций из сотен тысяч, существующих в мире. Поэтому короткие волны очень загружены.

Для связи с космическими аппаратами лучше использовать ультракороткие волны. Их диапазон неизмеримо больше, однако и тут есть свое «но». Эти волны распространяются только в пределах прямой видимости. Когда космический аппарат уходит за горизонт, связь с ним с территории нашей страны становится невозможной. Периодически наступают и такие моменты, когда из-за вращения Земли аппарат не пролетает над Советским Союзом.

Следовательно, для связи с космосом нужны не только наземные станции, но и плавучие космические центры в океане.

Их названия знакомы по газетным сообщениям: «Бежица», «Боровичи», «Невель», «Моржовец». Это советские суда, приспособленные для связи с космическими аппаратами. Но с каждым годом задачи становились сложнее. Понадобился специальный корабль, настоящий плавучий институт.

Антенны наземных космических центров кажутся фантастически огромными. Удастся ли разместить их на палубе корабля? Хватит ли места для различной аппаратуры, которой нет числа? Как сделать так, чтобы даже в шторм, когда на корабль обрушиваются зеленые океанские волны, антенны не «потеряли» бы космический аппарат? Инженеры и ученые сообща искали ответы. Строить корабль было поручено знаменитому Балтийскому заводу.

Шесть лет назад этот корабль сошел в воду. Его назвали именем одного из пионеров покорения космоса - Владимира Комарова. Размеры корабля внушительны. Длина его более ста пятидесяти метров, ширина свыше двадцати, а водоизмещение (то есть вес океанского великана) семнадцать с половиной тысяч тонн.

Впрочем, тех, кто видел корабль «Космонавт Владимир Комаров», удивляли в первую очередь не его размеры (есть суда куда громаднее), а большие (диаметром двадцать метров!) белые шары на палубе. Они выглядят таинственно, пока не заберешься по узкой лесенке внутрь этого круглого сооружения. Тогда все становится ясным. Шары - это «футляры» для антенн. Они защищают огромные ажурные чаши от напора морского ветра. Для него шары непроницаемы, но радиоволны свободно проходят через их стенки.

Антенны требуют полного покоя. И чтобы их не беспокоила качка, конструкторы нашли остроумный выход. Они «успокоили» не весь корабль, а только участки палубы, платформы, на которых установлены антенны. С борта на борт валят волны корабль, он то взлетает вверх, то падает в водяную яму.

Особые приборы, гироскопы, следят за положением корабля и сообщают об этом электронно-вычислительной машине. За доли секунды она оценивает обстановку и выдает команду так изменить положение платформ, что антенны почти не почувствуют действия волн. Они будут нацелены как раз в ту точку неба, где в данный миг пролетает космический аппарат. Одним словом, на таких платформах антенны работают в океане так же надежно, как и на земной тверди.

Ни один корабль не требовалось выводить в заданный район океана с такой точностью, как этот. А точность здесь требуется поистине космическая.

Ошибка в несколько десятков метров уже считается недопустимой. Даже те, кто немало поплавал по морям-океанам, сомневались в возможности достижения такой точности. Это действительно было бы невозможно без навигационной электронно-вычислительной машины. Электронный «мозг» постоянно учитывает силу ветра, его направление, скорость течений. Он связан с десятками приборов и почти безошибочно рассчитывает местоположение корабля.

В определенный момент на корабле слышится команда: «Начать поиск сигнала!» Оживают антенны. «Есть сигнал!» - докладывает оператор, услышав «голос» из космоса. Через мгновение полученные сигналы передаются в Главный космический центр нашей страны.

Корабль «Космонавт Владимир Комаров» побывал во многих морях и океанах. Он поддерживал связь с межпланетной автоматической станцией «Зонд-5», которая первой, облетев Луну, возвратилась на Землю, и с космическими кораблями «Союз». А в это время в Николаеве, на Черном море, строился новый плавучий центр, еще более грандиозный. В честь выдающегося конструктора космических систем новый корабль назвали «Академик Сергей Королев». Тогда он был самым большим научным кораблем в мире.

По высоте он не уступит семиэтажному дому, а в длину протянулся на сто восемьдесят метров. На его борту триста человек. Это моряки, инженеры, научные работники. Запасов топлива, пресной воды, продовольствия на корабле столько, что он может, не заходя в порты, совершить кругосветное путешествие и непрерывно находиться в море четыре месяца. Судостроители позаботились, чтобы ученым и морякам легче работалось, удобнее жилось в сложных и долгих рейсах. На корабле есть спортивный зал, два плавательных бассейна, библиотека.

Однако называться крупнейшим этому судну пришлось недолго, всего несколько месяцев. Очень скоро флагманом советского научного флота стал корабль «Космонавт Юрий Гагарин».

Летом 1971 года в Ленинграде можно было наблюдать такую картину: четыре маленьких буксира медленно, с трудом тащили огромный белый корабль по узкому каналу. Это «Космонавт Юрий Гагарин», посылая прощальные гудки, покидал Балтийский завод. Все дальше уходил он. Вот уже позади Невские ворота, а впереди море и далекий путь вокруг Европы.

Снова замечательные ленинградские судостроители блеснули мастерством - построили совершенно уникальный корабль. Он недаром называется флагманом. Размерами корабль-исполин намного превзошел своих предшественников. У него какой-то особенно «космический» облик. Он просто красив, как любое настоящее произведение искусства. Четыре чашеобразные антенны выстроились в ряд. Их «зеркала» высоко подняты и перевернутыми зонтами повисли над кораблем. Они , прежде всего бросаются в глаза. Всего же здесь более сотни антенн, разных по форме и размерам.

Одиннадцать палуб разделили судно на одиннадцать этажей. Бегать с этажа на этаж было бы весьма утомительным занятием. Но в этом и нет необходимости. Один из семи пассажирских лифтов быстро доставит вас на любую палубу.

Спустимся в машинное отделение. Масса механизмов, переплетение труб, округлые корпуса паровых турбин мощностью девятнадцать тысяч лошадиных сил. Они вращают гребные винты, и стальная громада двигается по океанской шири почти со скоростью поезда.

На корабле свыше тысячи помещений. Кто-то подсчитал, что если в каждом из них задерживаться не более минуты, то и тогда на осмотр морского гиганта потребуется ни много, ни мало - двое суток. Естественно, что в этом плавучем институте много места отведено научным лабораториям. Их более ста двадцати, и все обильно наполнены самой разнообразной аппаратурой. Она покрывает стены от пола до потолка: блоки, панели, тысячи переключателей, кнопок, сигнальных ламп. Сложнейшее электронное хозяйство, где «колдуют» операторы, готовясь к очередному сеансу связи с космосом.

А какая чистота на этом удивительном судне! Каким ярко-белым кажется все вокруг. И хотя это вообще морская традиция, на «космическом» корабле чистоте, понятно, придается особое значение. Даже в тропический зной тут нормальная температура. Специальные (очень мощные) установки охлаждают и освежают воздух в помещениях корабля.

Корабли «космического» флота не только поддерживают связь с заатмосферными аппаратами, не только управляют их полетом, но также выполняют большую научную работу. Корабельные лаборатории ничуть не меньше земных. Они оснащены сложным оборудованием, уникальными приборами. В распоряжении ученых - физиков, астрономов, математиков - электронно-вычислительные машины.

Уже в первом рейсе на корабле «Космонавт Юрий Гагарин» велись исследования верхних слоев атмосферы, изучались условия прохождения радиоволн через воздушную оболочку нашей планеты. Благодаря таким исследованиям еще надежнее станет связь Земли с космосом. Большой вклад плавающие институты могут внести в науку об океане, в метеорологию. Плавучие научные институты - это очень точные слова.

Однажды редкое стечение обстоятельств свело все три корабля в Одесском порту. И одесситы спешили в гавань, чтобы полюбоваться необыкновенным зрелищем. Вдали покачивались на легких волнах корабли науки - «Космонавт Владимир Комаров» и «Академик Сергей Королев», - а у причала возвышалась громада флагмана, турбохода «Космонавт Юрий Гагарин». На его высокой палубе стояли люди в морской форме и в штатском. Они улыбались. Через несколько дней они покидали Одессу. Их ждал океан, ждала Вселенная.

Г. Черненко

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge