Николай Микава
Маленькая страна, зажатая между вечнозелеными горами, гигантскими ледяными вершинами и синим морем... Земной рай... Древнейший мост между Европой и Азией... Колхида. Страна колхов. Аргонавти и Медея. Иберия. Край иберов...
Каждый мало-мальски образованный человек в мире хоть раз слышал эти обрывочные фразы и названий.
Они говорят о необычайном, малом по территории, но историческом крае. И я решил хоть на несколько секунд быть гидом читателя по этой стране, чтобы потом рассказать об одном добром человеке, жителе этого уголка земного шара.
Ну что же, я приступлю к выполнению своей обязанности, как обычно в таких случаях говорят экскурсоводы...
...Перед вами Грузия. Здесь можно увидеть город-порт, куда Язон приплыл на своем корабле «Арго» по живописной реке Фазис и с помощью красавицы Медеи захватил золотое руно; можно увидеть и древнюю столицу Мцхета, где в IV веке, приняв христианство, крестились грузины в быстротечной горной реке Мтквари (Кура).
Нужно только всего несколько часов, чтобы насладиться сказочной красотой всей Грузин: в то время как на Черноморском побережье под солнцем загорают люди и по волнам скользят морские лыжники, всего пять часов езды - вы очутитесь среди величественных ледяных вершин и восхитительных альпийских лугов Сванетии, Хевсуретии, Абхазии...
Леса сванских башен раскинулись на альпийских лугах, охраняемые ледяными вершинами. Здесь по девственному снегу тоже скользят лыжники, но уже горные.
Хевсури, горный край, известен также своей суровой красотой. Здесь живут синеокие и золотоволосые грузинские племена - хевсури, которых воспел в своих бессмертных поэмах Важа Пшавела, которые в обыденной жизни говорят стихами, а их имена и фамилии - это сама поэзия...
Много и долго можно говорить о Грузии, о красоте ее природы, о ее древней, богатейшей истории, о свидетелях этой истории - многочисленных архитектурных памятниках, о красоте народа - о его искусстве, литературе, поэзии...
Но сейчас у нас иная цель - я ведь обещал познакомить вас с одним интересным представителем этого народа. В Западной Грузин находится живописнейшая область - Гурия. Здесь проживают, пожалуй, самые остроумные и любознательные люди в Грузин - каждый из них, даже самый заурядный гуриец, живо интересуется всем на свете, читает ежедневно газеты и не лишен дара остро комментировать события.
Вот здесь, в этой области, родился и рос герой нашего очерка - известный советский писатель Нодар Думбадзе, автор повестей и романов: «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», «Солнечная ночь», «Не бойся, мама!», «Белые флаги»... Как-то недавно в приветствии XXX съезду комсомола Грузин Нодар Думбадзе сказал: «Комсомол пришел ко мне зимою 1944 года, без спроса открыл он двери девятого класса, сел рядом со мной на задней парте, такой же босоногий, как я, полуголодный, вымерзший, с огромными горящими глазами, закутанный в выцветшую армейскую шинель, нахлобучив на лоб буденовку с красной звездой, протянул он мне свою исхудалую, жилистую руку, улыбнулся и сказал:
- Здравствуй, я Павка Корчагин!
Я его знал только издали, но так близко никогда его не видел.
Когда он сел рядом, вдруг меня одурманил запах пороха, запах окопа, запах шинели, запах солдатских сапог, запах сена, запах крови и табачный запах.
Я мерз, и он накрыл своей потертой шинелью, согрел меня и согрелся сам...
- Здесь! - крикнул он вместо меня, когда меня вызывали на перекличку.
Пошел со мной на пашню, помог провести борозду.
Помог подрезать виноградную лозу.
В моем несчастье постоял у гроба и вместе со мной оплакивал моего покойника.
Был я беззаботный, и он научил меня грустить.
Был я трусом, и он сделал меня смелым. Плакал я, как девушка, обильными слезами; он же научил меня мужскому плачу без слез...
Потом он никуда не отпускал меня от себя...
В мае 1966 года поехал со мной он в Москву, вместе со мной поднялся на ярко освещенную сцену Дворца пионеров и перед переполненным торжеством и радостью зрительным залом прикрепил мне к груди золотую медаль первого лауреата премии Ленинского комсомоле. Тогда я публично заплакал и сказал слово благодарности.
- Благодарю тебя, мой Павка, благодарю тебя, мой комсомол!
Потом я заметил одну странность в нем: мудрость прибавляется у него с каждым днем, но он не стареет, время не пристает к нему, юношей вечным остается он.
В прошлом году он учился с моей старшей доченькой в университете, в этом же году сидит с моей младшей дочуркой в седьмом классе на задней парте. Сидит и скрытно от учителя учит ее, как надо любить книгу.
Учит любить землю. Учит быть грузинской матерью. Учит трудиться. Учит добру.
От имени своих девочек, от имени моей юности и молодости благодарю тебя, мой Павка,- мой хороший и дорогой Комсомол!»
Я неспроста привел почти все выступление целиком, потому что в этом поэтическом монологе - весь Нодар Думбадзе: писатель, человек, гражданин. Это и основная тема, которая красной нитью проходит через все его книги, через всю его жизнь. Тема формирования молодого советского человека. Не удивительно и то, что во всех его произведениях участвует один герой, и этот герой - сам писатель, его товарищи, его современники и... в будущем, видимо, современники потомков, нашего будущего поколения. В этом и состоит неувядаемость его произведений, неувядаемость темы. Все его книги автобиографичны. Но в то же время в них биография всего нашего поколений, биография молодежи, которая на своих плечах вынесла великие, бессмертные идеи Ленина, созданное Лениным государство. Вынесла свою победу.
Отнюдь не случайно, что, когда задали вопрос Н. Думбадзе: «Есть ли у Вас тема номер один?» - он ответил: «Да. Это тема формирования молодого советского человека... В этом смысле я считаю, что у меня во всех книгах один герой. Он прошел и суровую школу сиротства, и службу в армии, и многое другое - и все это было подготовкой к активной жизни... ...Я верю в будущее своего героя и с чистой совестью поручил бы ему выполнять мою долю пятилетнего плана».
Человек лишь тогда велик, когда он неустанно борется за нового человека к себе. Таковы герои Нодара Думбадзе.
Первая его повесть, «Я, бабушка, Илико и Илларион», прозвучала как лирическая песня, которую подхватил народ, бесчисленные читатели нашей разноязычной великой страны.
«Острые споры сопутствовали в свое время дебюту Нодара Думбадзе,- говорит известный грузинский критик Гурам Асатиани.- Однако в то время как в профессиональных кругах продолжали спорить, читатели проявили редкое единодушие в оценке его творчества. Героев Н. Думбадзе поняли и полюбили в разных странах. Все его произведения построены как исповедь героя, в которой эпическое и лирическое начала не перемежаются, а как бы с ним воедино. Это одновременно и повествование, и мысли вслух, и спор, и задушевная беседа с читателем».
Повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Бомбы, из которой вырвался не смертоносный огонь, а живительный, всепокоряющий заряд жизни. Люди читали и вспоминали Рабле, Доде, Чехова и в первую очередь своего Давида Кадиашвили.
«Я вырос в Гурии,- говорит Нодар.- Сюжеты моих ранних повестей навеяны сельской жизнью, той обстановкой, которая окружала меня и моих сверстников. Это не значит, что я создавал автобиографическое произведение. Просто жизненные впечатления - это тот стержень, вокруг которого наматывается потом сюжетная нить. Однажды меня спросили, как я отношусь к проблеме «маленького» человека. Я считаю, что писатель не имеет права делить людей на «больших» и «маленьких». Он должен уметь подмечать типические черти в том или ином персонаже, выявлять в нем индивидуальность. Конечно, я против того, чтобы ущербные, неполноценные люди становились героями наших произведений.
В нашей действительности есть место и подвигу, и романтике, и простим человеческим переживаниям».
Следующая повесть, «Я вижу солнце», окончательно утвердила за писателем то доброе имя, которое било так единодушно присвоено ему читателями в начале большого литературного пути. И тысячу раз был прав известный грузинский критик Владимир Мачавариани, когда писал, что «в этих повестях никто никого не осмеивает, а вот юмор - тонкий, добротный, глубокий, теплый, «деликатный», «наблюдательный», как говорил Н. Г. Чернышевский,- конечно, во многом определяет художественный талант Нодара Думбадзе».
В последующие годы одна за другой появляются - «Солнечная ночь» и «Не бойся, мама!..», и наблюдательный, уже постоянный и преданный читатель не мог не заметить в творчестве тогда еще молодого по возрасту писателя одну очень важную особенность: мать, священный образ матери занимает в нем особое и незыблемое место. Вспомним хотя бы письмо пограничника Щербины («Не бойся, мама!») или же потрясающий по силе мудрый образ Матери-правдоискательницы, которая в неимоверно трудных условиях пытается установить честность и невинность своего действительно невинного сына («Белые флаги»). Правда, в каждом романе она выступает под разными именами, но так же, как во всех его произведениях, фигурирует один герой - молодой человек наших дней, так и образ матери един.
Еще один главный герой присутствует в творчестве писателя. Это дружба. Дружба между людьми, дружба человека с человеком независимо от национальной принадлежности. В романах и повестях Н. Думбадзе, помимо грузин, действующими лицами являются русские, украинцы, армяне, курды, образы которых выписаны с большой любовью и симпатией.
Философия Нодара Думбадзе простая, древняя и такая же молодая, как его герой. Он проповедует гуманизм, доброту между людьми, это самое сильное оружие человечества, о существовании которого люди так часто забывают в разных уголках земного шара. Он предостерегает людей, как Юлиус Фучик: люди, будьте бдительны, добро и зло ходят рядом, держите крепко и всегда на прицеле ваше самое сильное оружие - доброту!
Доброта, человечность, любовь, дружба - вот те золотые нити, из которых сотканы идеи писателя. Много говорят о манере письма Нодара Думбадзе, о его писательском кредо... Но даже мудрейшие разговоры по этому вопросу не сравнятся с высказыванием Нодара Думбадзе. Поэтому, я думаю, лучше послушать самого писателя:
«Когда я работал над романом «Не бойся, мама!» и поехал на заставу, то надел офицерскую форму... и исполнял обязанности замполита заставы. Я ходил в наряд, проводил политбеседы - словом, не играл роль пограничника, а был им. И когда, через неделю, один солдат, видевший меня по телевизору, раскрыл мое «инкогнито», это, по существу, ничего не изменило: через несколько дней я по-прежнему был для них, прежде всего лейтенантом пограничных войск. Так же получилось в Ткварчели, где я работал некоторое время на шахте,- жил настоящей жизнью шахтера и был вознагражден за труды по-царски: участвовал однажды в интереснейшем собрании, где шел очень откровенный разговор о некоторых безобразиях. Потом дух и настроение этого собрания я перенес в роман «Я вижу солнце» - там есть собрание колхозников в сорок первом году...
Когда книга вышла в свет, один серьезный человек так упорно доказывал мне, будто я это собрание записал на магнитофон и после в первозданном виде внес в книгу, что я устал спорить с ним, согласился...
Уже уходя, он сообразил, что в сорок первом магнитофона у меня быть не могло».
Воспитательному значению художественной литературы, ее влиянию на жизнь Нодар Думбадзе придает огромное значение.
«...Я - за героя обыкновенного, отнюдь не претендующего на исключительность, я за просто хорошего человека в литературе. Уверен: такой герой несет в себе воспитательный заряд значительно более сильный, чем если бы автор видел в нем существо особое, стоящее ступенькой выше окружающих».
Недавно появился новый роман Нодара Думбадзе «Белые флаги» - светлое, жизнеутверждающее произведение, полное гуманизма, воспевающее жизнь. Во всех отношениях положительный молодой герой Заза Накашидзе становится случайным свидетелем убийства человека; но, по показаниям свидетелей (которые в то время были пьяны), подозрение падает на Зазу и его товарищей. Следователь Гагуа не сомневается, что убийцей является именно Заза, и он вот-вот должен завершить следствие и дело передать суду. Но в это время по приказу министра внутренних дел назначается по данному делу другой - талантливый молодой следователь Хеладзе, стараниями которого истина восстанавливается и невинного Зазу Накашидзе освобождают.
Истина торжествует в споре близорукого и ограниченного Гагуа и талантливого, пытливого, неутомимого Хеладзе. Последний - образец справедливости и человечности, упорный труженик. Он хочет помочь Зазе Накашидзе, потому что чувствует, будучи наделен высоким чувством справедливости и настоящей профессиональной интуицией, большой культурой и знаниями, что его подследственный невиновен.
Но чувствовать - мало, для юриста нужны доказательства. И он не отступает перед всеми сложностями, трудностями, хитросплетениями этого необычного дела. Его упорство, чувство долга и простая человеческая доброта, в конце концов, побеждают.
Особенно удались автору такие великолепно написанные сцены, как видение Зазы Накашидзе, пригрезившееся ему в тюрьме, встреча его со следователем Хеладзе, свидание матери Зазы с министром внутренних дел республики. Роман читается с увлечением, с чувством гордости за справедливое и человечное устройство нашей общественной жизни.
В 1974 году вышла книга новелл Нодара Думбадзе под названием «Солнце». Она свидетельство еще одной новой стороны таланта писателя - таланта новеллиста. Подождем их перевода на русский язык.
И будем ждать встречи с новыми героями Нодара Думбадзе, завоевавшего в наших сердцах прочное место.
Журнал «Юность» № 10 октябрь 1976 г.
Литературная страница
Trackback(0)
|