Если бы только шагам! Чаще всего дорожные миля наматываются на кардан автомобилей, которые - с техникой не поспоришь - требуют к себе определенного уважения. Читай: определенного качества дорожных покрытий. Дороги, как известно, - одна из главных российских бед. Это там, у них, за полосатым пограничным шлагбаумом, машины летят, как на крыльях, по безупречным автобанам и авторутам. А у нас... А что, собственно, у нас?
Может, зря мы сетуем на отечественные трассы? Может, охи и стенания по поводу трещин и колдобин - всего лишь "инерционная" дань прошлому? Об этом и о многом другом мы решили спросить у человека, в чьем непосредственном ведении находятся все дороги Кольского полуострова. Знакомьтесь - начальник государственного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области "Мурманскавтодор" Александр Алексеевич ХОХЛОВ.
- Александр Алексеевич, давайте объясним читателям, что из себя представляет организация, которую Вы возглавляете. Название на слуху, но, возможно, не все в достаточной степени осведомлены о том, чем она занимается.
- "Мурманскавтодор" - это государственное учреждение, управляющее автомобильными дорогами области.
Из названия, полагаю, можно понять, какие задачи наша организация выполняет: мы разрабатываем перспективные планы развития дорожной сети Мурманской области. Это первоочередное. Кроме того, занимаемся содержанием существующих дорожных магистралей, их ремонтом и строительством новых трасс.
- Наше сегодняшнее интервью - своеобразная визитная карточка. Она предполагает небольшой экскурс в прошлое. Сколько лет "Мурманскавтодору" и с чего началась его история?
- "Мурманскавтодор" - ровесник Мурманской области. Началось все с отдела при областном исполнительном комитете. В его штате первоначально числилось, если не ошибаюсь, всего семь человек, включая возчика, который присматривал за лошадьми и развозил остальных сотрудников по объектам. Это было 66 лет тому назад. Время шло, развивался Мурманск и другие города, расположенные на Кольском полуострове, и, соответственно, рос объем задач, стоявших перед "Мурманскавтодором". На данный момент в нем работает 90 с лишним человек. Мы являемся предприятием-заказчиком и осуществляем контроль за использованием средств, поступающих в рамках финансирования дорожных работ. В структуру "Мурманскавтодора" входят подрядные государственные предприятия: Кандалакшское дорожное ремонтно-строительное предприятие (ДРСП), Кандалакшское дорожно-строительное предприятие (ДСП), Мончегорское, Оленегорское, Кильдинское... Есть также аналогичные предприятия в Коле и в Никеле. Плюс, с учетом рыночных отношений, у "Мурманскавтодора" появились новые подрядчики из числа акционерных обществ (например, ОАО "Апатит") и частных организаций, которые наравне с государственными участвуют в тендерных торгах и выигрывают подряды на дорогах. В общей сложности подрядчиков у нас около тридцати.
- Какие из объектов "Мурманскавтодора" на сегодняшний день можно считать наиболее важными?
- Для начала скажу, что с 1 января 2003 года изменились источники финансирования дорожного хозяйства. До 2003 года дорожный фонд формировался, в основном, за счет налога, собираемого с пользователей дорог. Это оборотный налог, который платили все предприятия Мурманской области. Средств хватало и на строительство, и на ремонт, и на содержание. Однако два года назад этот налог был отменен, а те сборы, которые появились взамен, оказались недостаточно "денежными". В результате объем работ на дорогах края за эти два года сократился в среднем в три раза. Но даже в нынешних условиях наши дорожники умудряются справляться со своей главной задачей - обеспечением безопасности движения на дорогах общего пользования.
Возвращаясь к Вашему вопросу, могу сказать, что основным объектом "Мурманскавтодора" на сегодня безусловно является мостовой переход через Кольский залив. Это одна из наиболее значительных стрек в нашем регионе за последнее время. Ей крупно повезло - она не была законсервирована, работы шли своим чередом, и я надеюсь, что в 2005, в крайнем случае в 2006 году этот объект будет введен в эксплуатацию. Можно также отметить ведущееся не первый год строительство дороги по маршруту Кола - Верхнетуломский - российско-финляндская граница. На этом объекте работает Оленегорское ДСУ. Конечно, темпы в связи с сокращением финансирования снизились, но все равно мы стараемся эту стройку продолжать, поскольку многие предприятия области, активно сотрудничающие с зарубежными странами и завозящие оттуда оборудование посредством автотранспорта, заинтересованы в том, чтобы хорошая дорога, соединяющая Финляндию с Кольским полуостровом, была построена как можно скорее. Нынешняя магистраль, увы, не соответствует современным требованиям - достаточно сказать, что на ней до сих пор сохранились деревянные мосты, возведенные еще в незапамятные времена.
Кстати, о мостах. В 2005 году планируем ввести в строй мост через реку Нива. Таким образом улучшится сообщение города Полярные Зори с другими пунктами области и, в первую очередь, с расположенными в районе поселками. Та дорога, по которой движение осуществляется сейчас, регулярно размывается весенними водами и аварийными сбросами Нивской ГЭС. С вводом новой магистрали эта проблема исчезнет.
- Александр Алексеевич, вопрос может быть, дилетантский, но все же... Появились ли какие-либо новшества в деле строительства автодорог или оно ведется теми же способами и с использованием тех же материалов, что и в прежние годы?
- Наука на месте не стоит - все время появляется что-то новое. Но новинки - как правило, дорогое удовольствие. Сейчас дороги строятся не как в советское время, не в соответствии с едиными стандартами, а в зависимости от тех средств, которые может выложить за нее пользователь. Иными словами, качество определяется ценой. К примеру, один километр Верхнетуломской дороги, о которой я говорил выше, стоит 30-40 миллионов рублей. Для надежной связи между населенными пунктами этого достаточно. Но чтобы почувствовать разницу, возьмите для сравнения объездную дорогу вокруг Петербурга - один ее километр стоит миллиард рублей. В тридцать раз дороже! Зато там пять слоев асфальтобетона, крепкая дорожная одежда, выторфовка, геотекстиль, различные утеплители, укрепления откосов... Такая дорога выдержит любые потоки транспорта, любую нагрузку. Под Питером ее наличие оправдано, у нас же, при наших потоках, вполне сгодится и более простой и дешевый вариант.
В отношении организации работ возможности "Мурманскавтодора" не ограничены. Мы можем привлечь любых подрядчиков - хоть из России, хоть из-за рубежа, - и они построят дорогу того качества, какое нам требуется.
- Хотелось бы поподробнее остановиться на "стройке века". Мост через Кольский залив - сооружение по-настоящему уникальное...
- Это самый большой мост из всех, которые расположены за Полярным кругом. Его строительство осложнялось тем, что дно Кольского залива покрыто слоем ила, который несли и продолжают нести туда реки Кола и Тулома. При средней глубине залива 20 метров опоры пришлось еще на 86 метров погружать в ил. Под водой были выкопаны котлованы, заполнены бетоном... Представьте, сколько сил пришлось приложить проектировщикам, конструкторам и непосредственно строителям, чтобы справиться с этой сложнейшей задачей.
Наша справка. Длина моста через Кольский залив с подъездами составляет 2,5 километра, без подъездов - 1611 метров. На нем умещаются четыре автодорожные полосы (по двум движение пойдет в одну сторону, по двум - в другую) и две полосы тротуара шириной по 1,5 метра каждая.
- Что ж, можно только порадоваться за жителей области и, в особенности, за водителей, которым в недалеком будущем предстоит пользоваться этим мостом. Однако Ваша фраза, произнесенная чуть ранее, о том, что объем дорожных работ в нашем регионе за последние годы сократился в три раза, откровенно говоря, настораживает. Не означает ли это, что и качество дорог стало в три раза хуже?
- Я уже сказал: основная задача, стоящая перед "Мурманскавтодором", - обеспечивать безопасность движения. В этом году не было сорвано ни одного рейса пассажирских автобусов по области. Независимо от погодных условий движение открыто всегда. Посыпаем, чистим - словом, со своей работой справляемся. Ремонты - да, их стало меньше. На сегодняшний день на дорогах Мурманской области недоремонтировано порядка 800 километров. Что это значит? Дороги положено ремонтировать через каждые 8-10 лет. Если вовремя этого не сделать, могут наступить необратимые последствия - будет разрушаться верхний слой, туда попадет вода, и дорога придет в негодность.
Денег на то, чтобы проводить в положенный срок все плановые ремонты, пока не хватает. Но я оптимист и верю, что эти трудности носят временный характер. Когда-нибудь в России поймут: для того, чтобы нормально передвигаться по территории страны, нужны не только хорошие машины, но и хорошие дороги.
Святослав ЭЙВЕ.
Литература
Trackback(0)
|