«Шаг меридианов»
Книга эстонского прозаика Владимира Бээкмана «Шаг меридианов» («Советский писатель», 1975) выгодно отличается от множества «путевых» очерков, нередко представляющих лишь беглый перечень хорошо известных достопримечательностей той или иной страны.
Живо, увлекательно рассказывает Бээкман о международном семинаре «Лахти-68», организованном по инициативе Союза писателей Финляндии, о борьбе течений и идей в скандинавской и вообще в европейской литературе. Автором особо выделено как ключевое для понимания атмосферы семинара одно событие: спор, разгоревшийся между молодыми «левыми» писателями Скандинавии, отстаивающими социальное, политическое назначение искусства и литературы, и представителями французской школы «нового» романа, пытающимися возродить, пусть и в новейшей модификации, далеко не новую идею «искусства для искусства».
Важной деталью стала в рассказе о рождестве в Норвегии статья Владимира Бээкмана, написанная им для норвежской газеты «Арбейдербладет», о явной предвзятости Норвежской энциклопедии в освещении истории развития эстонской литературы. Здесь важно и существо вопроса, интересна и форма. Выбранная эстонским прозаиком для ответа «компетентным сотрудникам» энциклопедии - острая, ироническая, полемически отточенная.
Писатель много рассказывает в книге о самых разных людях.
В очерке о выставке детской советской книги в Мюнхене и ее организаторе докторе Вальтере Шерфе как бы особняком стоит зарисовка о трудной судьбе одного из западных заблуждавшихся литераторов, ставшего впоследствии переводчиком русской литературы и ее пропагандистом у себя на родине...
Заключительный очерк книги «Мексика - страна солнечного камня» я бы назвала «очерком-исследованием». Бээкману удается сплав, казалось бы, разнородного: мексиканской экзотики с точным и конкретным рассказом о самых главных этапах истории освободительной борьбы, описание причудливо разнообразной мексиканской природы с заинтересованным анализом экономического потенциала современной развивающейся Мексики. И во всех этих, казалось бы, несоединимых «сферах» автор сумел достичь главного - увидеть душу свободолюбивого, доброго мексиканского народа.
Два очерка посвящены культурной жизни братских республик - Армении и Таджикистана. И говорит ли писатель о праздновании юбилея Ованеса Туманяна или рассказывает о знаменитых таджикских радоновых источниках, он остается верен принципу, избранному в «Шаге меридианов»,- искренне и щедро делиться с читателями всем интересным, видеть за событиями и фактами душу человека, душу народа.
Наталья Беккерман
Судьбой дарованные встречи
Автору «Встреч в пути» (Кемеровское книжное издательство, 1975), ветерану комсомола С. Шнапиру, посчастливилось активно работать в «Правде» в то неповторимое время, когда на глазах у изумленного мира в буквальном смысле слова закладывался фундамент социализма. А до этого - участвовать во многих начинаниях молодого государства, обеспечивших возможность строительства основ нового общества.
Скажем, молодой комсомольский работник Шнапир в 1929 году выпустил первый в стране учебник по основам обществоведения для школ фабзауча. Книгу, получившую высокую оценку Н. К. Крупской. Еще ранее он неоднократно бывал у А. В. Луначарского ходатаем по делам рабочей молодежи - наследного принца Советской республики, по определению первого наркома просвещения. А в свои шестнадцать - в числе делегатов исторического III съезда комсомола слушал знаменитую речь Ленина...
Книга, представляющая собой сборник очерков мемуарного характера, привлекает уже самим перечнем героев. Луначарский и Крупская, Дзержинский и Орджоникидзе, Михаил Кольцов и Демьян Бедный. Люди, чьим талантом и энергией, чьей беззаветной преданностью делу народа создано наше государство.
Автор адресует книгу, прежде всего, молодежи. Это обстоятельство продиктовано пожизненной «завербованностью» комсомольца 20-х годов.
Израиль Дрейцер
Поэтическая проза
Чистотел - целебная трава.
Удивительная, почти чудодейственная. Но эта чудо-трава не всегда растет среди лугов... И сердце человеческое бывает чистотелом, спасающим от недуга другого человека, либо помогающим в выборе жизненного пути.
Нет, не случайно Нина Бичуя, молодая украинская писательница из Львова, назвала свою книгу - первую книгу на русском языке - «Чистотел» (Москва, «Известия»). В ее повестях и рассказах речь идет о разных людях, о разных временах. Но писательница смело и романтично сближает времена и судьбы. Нина Бичуя пишет и о далеких временах современно. Она находит между прошлым и настоящим нравственные параллели.
Так, воскрешается новелла украинского классика Василя Стефаника об отчаявшемся от голода отце, утопившем своих детей. Воскрешается, чтобы перевернуть душу современного героя - молодого парня из рассказа «Шальные деньги».
Нина Бичуя выбирает в исторической дали интересные и сильные фигуры, способные дать примеры для подражания. Это и исторические личности и персонажи, созданные воображением художника. Так, в ее произведениях возникают яркий образ Леси Украинки («Белая вилла»), средневековый карпатский астроном Юрий Котермак («Звездочет из Дрогобыча»), юноша-богомаз, который в образе богоматери изобразил свою любимую. Все эти люди-бунтари, первооткрыватели. От них веет неувядаемой юностью.
...Старому мастеру долго не давалось воплощение заветного замысла. Но то, что не получалось у старого, получилось у молодого - у его ученика. Художник не огорчился, он обрадовался! Этой притчей открывается повесть «Кузнецы и чеканщики». В ней заложено философское кредо писательницы. Пусть молодой совершит то, что не удалось совершить старому.
Писательница соединяет труд и искусство, любовь и счастье, прошлое и настоящее. Ее связи поэтичны и изобретательны, они делают произведения Бичуй глубокими и значительными.
Нина Бичуя создает в своих повестях и рассказах своеобразную атмосферу сильных чувств.
Она раскрывает перед читателем мир таким, каким видит его сама - со своими пристрастиями и неприязнями.
Язык ее произведений богатый, образный, емкий. «Чистотел» - яркая поэтическая проза, В этой связи хочется отметить и труд переводчика
Вл. Россельса, который сумел передать в русском звучании поэтичность украинской речи Бичуй.
Юрий Яковлев
Рождается «Я»
Что вы знаете о подростках? Этот вопрос обычно застает взрослых врасплох, и очень часто папы и мамы, люди уважаемые и умудренные опытом, обходятся здесь стандартной фразой: мол, подростковый возраст трудный...
Выпущенная издательством «Знание» в 1975 году маленькая книжечка Игоря Кона «Какими они себя видят» поможет людям взрослым - всем, кто имеет дело с подростком и юношей в школе, на заводе, в институте,- наверное, несколько иначе, чем прежде, взглянуть на проблемы подростков. Чуть-чуть по-другому оценить мотивы порой «нестандартного» поведения юных. И уж наверняка заставит задуматься над сложным и многообразным миром молодого человека, который трудно становится взрослым.
Каковы критерии юношеских самооценок? На кого ориентируется юношеское самосознание? Как связаны между собой самосознание и жизненные планы подростка? Почему именно в подростковом и юношеском возрасте формируется сознательное Я? Эти вопросы ставит И. Кон...
Самооценка, самосознание и еще - самоуважение, самоопределение. Перебор «само» не случаен. «Трудный» возраст потому и труден, что именно тогда начинается формирование юношеского Я, процесс сложный и противоречивый.
Автор дает нам возможность посмотреть на этот процесс «изнутри» - какими они себя видят.
Материал для наблюдения и осмысления - письма, присланные в разное время в «Алый парус» - подростковый отдел «Комсомольской правды».
Вот человек впервые обнаружил свой внутренний мир: «Ни в какой другой год я не чувствовала себя взрослее, чем сейчас. У меня появилась способность оценивать чужие и, главное, свои поступки».
Вот он впервые осознал, что вместе с окружающим миром меняется и он сам и что настала пора определиться, как-то действовать: «Мне 15 лет. В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я?..»
А вот уже понимание ответственности за судьбу страны: «Я часто слышу такой вопрос к нашему поколению - можем ли мы так же с честью, как наши отцы и деды, защитить свою землю, свою Родину? И отвечу я так: да, сможем».
Путь от первого робкого взгляда «в себя» до осознания своей общественной значимости не только не прям. Он до отказа забит «негативными моментами», которые заставляют взрослого то и дело сокрушаться, а иногда и попросту опускать руки. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими»,- пишет пятнадцатилетний подросток.
Автор приводит в книжке наблюдения советского психолога Рувинского, который изучал процесс самовоспитания у школьников. По подсчетам Рувинского, каждый десятый из наблюдаемых ребят воспитывал у себя не положительные, а отрицательные качества - грубость и упрямство вместо вежливости и скромности. («Серьезный, деловой, мужественный человек должен быть не чутким, а прямым, холодным, грубоватым и резким!»)
Такова одна из негативных сторон «реакции эмансипации», когда подросток рвется освободиться от мелочной опеки. И вот в эти-то моменты наиболее важна роль взрослого. Окажется ли он на высоте или пустит все на самотек? Тактично ли вмешается в трудную ситуацию? От того, как поступит сегодня каждый взрослый в отдельности, зависит судьба подростка и, без преувеличения можно сказать, судьба нашего будущего. Такой вывод делаешь, прочитав книгу.
Алексей Фролов
Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.
Литературная страница
Trackback(0)
|