Самое важное в нашей жизни - творческий, созидательный труд, поэтому внешний облик человека на производстве, его рабочая одежда заслуживают не меньшего внимания, чем одежда для отдыха или любого другого назначения. Строгие требования к костюму предъявляет высокий уровень культуры производства, современные красивые производственные помещения. В век автоматики и электронных машин человек не может быть одет так, как пятьдесят лет назад, когда труд был тяжелой обязанностью. Его одежда должна не только отвечать всем требованиям техники безопасности и гигиены, но быть удобной, соответствовать профессии, должна быть красивой. Логика и удобство производственной одежды не противоречат требованиям эстетики. На производстве может выглядеть красивым только тот костюм, который соответствует своему назначению, рационален. Красота рабочей одежды зависит не от нарядности или использования дорогих тканей. Характер внешнего облика людей всегда связан с окружающей обстановкой, в данном случае - с промышленным интерьером, и составляет с ней как бы единый ансамбль.
Цвет одежды на производстве должен решаться художником с учетом научных данных о роли цвета на производстве и одновременно, с общим оформлением цеха.
Влияние моды выражается здесь главным образом в модернизации кроя, конструкции, но рабочая одежда, как и всякая другая, должна выглядеть современной. Следует особо отметить, что удобный в движениях, хорошо скроенный костюм оказывает непосредственное влияние на повышение производительности труда. Эстетические качества одежды, как правило, дисциплинируют человека, повышают его настроение.
Нельзя пренебрегать мелочами- следить за чистотой и незатейливым ансамблем. Насколько позволяют условия производства, одежда должна быть опрятной, пуговицы и завязки пришиты, пояса - на месте. Если нет специального головного убора, мужчинам можно надеть берет, а женщинам цветную косынку. Хлопчатобумажную блузку или рубашку можно сделать из яркой шотландки, чтобы скрасить общий темный тон одежды. Однако все это должно оставаться удобным, опрятным и предназначенным для работы. Линючая шелковая косынка, кокетливо сдвинутая на лоб, или блестящие серьги, которые приходится иногда видеть, не украшают внешний вид работницы.
Производственная одежда не терпит украшений ради украшений, здесь все удобно, четко, ясно- в этом ее эстетика.
Мы не будем останавливаться подробно на недостатках рабочей одежды в настоящее время. Художники-модельеры, химики, работники текстильной и швейной промышленности совместными усилиями должны решить возможно быстрее эту проблему. Но в отношении опрятности одежды, ее ансамбля и правильного использования много могут сделать и сами рабочие.
Хочется все же упомянуть о женщинах, которые странным образом заботятся о женственности своего рабочего костюма. Да и некоторые руководители предприятий или строек считают иногда неприличным облик женщины, одетой в комбинезон или брюки. А если поверх брюк надеть юбку, из-под которой они, конечно, видны, это уже прилично! Нам кажется, что неприлично, когда из-под юбки торчат штаны, неприлично, когда женщина, одетая в юбку, взбирается на леса, и не только вполне прилично, но и необходимо надевать брюки или комбинезон женщине - строителю, крановщице, сварщице и многим другим, у которых профессия требует такого костюма.
Из многочисленной армии женщин, которые носят производственную одежду более легкого типа, надо было бы сказать несколько слов об официантках, хотя здесь многое зависит не от них, а от руководящих работников трестов и управлений. Костюм официантки, пожалуй, является наиболее отсталым из всех видов производственной одежды. Здесь меньше всего отразилась современность и свято соблюдаются традиции далекого прошлого. Кружевные наколки, полупрозрачные символические переднички - все это удивительно диссонирует с образом современной советской женщины и с характером всей нашей одежды. Очевидно, под впечатлением этих передничков и наколок многие официантки и украшают себя дополнительно перманентом с мелкими кудряшками, длинными серьгами, дешевыми брошками и кружевными воротничками.
Нам кажется, что некоторые руководители недооценивают роль внешнего облика своих работников в общем уровне культуры предприятия - кафе, столовой, ресторана. Мы не будем здесь давать рецептов, однако совершенно ясно, что одежда официантов должна быть современной, ее должны создавать художники специально для данного назначения и обстановки.
И, конечно, красивую, продуманную униформу не следует украшать от себя, так как это нарушает ансамбль и общий стиль костюма. Вопрос эстетики внешнего облика трудящихся не ограничивается проблемой эстетики производственной одежды. Существует множество профессий, которые не нуждаются в специальной одежде. Миллионы людей, работающих в учреждениях, школах и т. д., одеваются в обычный бытовой костюм.
Однако требования простоты, рациональности, отсутствия излишних украшений остаются здесь те же, что и в производственной одежде. К сожалению, многие до сих пор не учитывают, что в скромной рабочей обстановке одежда должна соответствовать своему назначению и тоже выглядеть скромно и по-деловому. Мужчина в куртке, а женщина в хлопчатобумажной блузке с воротничком и карманами будут выглядеть на работе более элегантными, чем в черном костюме и платье из тафты.
Покрой и форма делового платья или костюма могут быть необычайно разнообразны, но всегда в нем остаются некоторые характерные черты. Лучше, если это платье современно, но не ультрамодное. Не стоит использовать в нем слишком навязчивых деталей или отделки, которые могут быстро надоесть: резкой по цвету вышивки, крупных контрастных по цвету пуговиц и т. д. Цвета надо выбирать спокойные, хотя и не обязательно блеклые. Такое платье будет гармонировать с деловой обстановкой, долго не выйдет из моды и не надоест окружающим. За последние годы предлагается весьма обширный выбор одежды для работы и для занятий. Кроме платьев много различных комплектов: юбка и джемпер или блуза, комбинированный костюм: юбка и жилет с блузой, сарафаны нового характера и т. д. Общей чертой этих комплектов является некоторая спортивность. Почти все они имеют застежку спереди на пуговицах, воротничок, карманы и рукава на манжете.
Может быть использован для работы и другой характер платьев* Они менее деловые, скорей нейтральные. Здесь выступает с особой силой роль аксессуаров. Такому простому платью можно в первом случае придать характер рабочего, повседневного, а во втором - нарядного.
Все сказанное об одежде для работы относится в одинаковой мере ко всем сезонам. Бывает, что летом женщина надевает на работу платье, подходящее скорей для курорта или загородной, поездки: сильно декольтированное, с очень широкой юбкой, из нарядной ткани.
Черты скромности и некоторой строгости не помешают в деловой обстановке и летом. Лучше выбирать ткани не очень яркие и пестрые, особенно немолодым женщинам.
Наиболее требовательны к себе должны быть женщины, которые занимают официальный пост или вообще им приходится работать с людьми. Нельзя, конечно, переходить границу и создавать образ подчеркнутой сухости и чопорности, как до сих пор некоторые трактуют, например, образ учительницы или руководящего административного работника. Облик женщины, какой бы пост она ни занимала, никогда не должен быть лишен женственности и обаяния, она остается живым человеком, а не сухой схемой или механизмом.
Если мы считаем желательным видеть на работе всех одетыми красиво и в соответствии с обстановкой, то есть и такие профессии, для которых это является обязанностью, как сама работа. К ним следует причислить всех работников учреждений эстетики или пропаганды, работников искусств и, наконец, огромную армию людей, связанных с производством и продажей предметов одежды.
Если вы делаете доклад о прикладном искусстве или выступаете перед телезрителями по вопросу культуры быта, если вы дежурите в залах художественной выставки или приходите в Дом моделей, чтобы написать о нем репортаж,- разве мы не судим по вашему внешнему облику о вашем понимании вопросов эстетики, о вашем вкусе? Особенно требовательны к себе, должны быть работники швейных предприятий, ателье, торговых баз, магазинов тканей и готового платья и т. д. Постоянно посещая показы новых моделей, общаясь с художниками, они должны показывать глубокое понимание вопросов культуры одежды.
Характер дополнений к повседневной деловой или служебной одежде определяется назначением и подчинен общей идее ансамбля: удобство, рациональность, цветовое единство, простота. Нам кажется, что портфель или папка удобнее обычной небольшой сумки, что туфли к деловому платью или костюму нужны удобные, на небольшом каблуке или без каблука и т. д.
И все же приходится еще раз повторить: не надо приобретать «на каждый день» пляжную сумку с корабликами или яркими цветами, не надо ходить на работу в «золотых» или «серебряных» туфлях, украшать рабочее платье «бриллиантами». Все эти предметы имеют другое назначение, они нарушают ансамбль, придают всему облику черты плохого вкуса.
Нельзя не упомянуть также о гриме, которым некоторые злоупотребляют. В дневное время уместна очень скромная косметика, мягкие пастельные тона губной помады. Резко подведенные глаза, густо накрашенные брови и ресницы, так же как яркий «тон» па лице и резкий цвет помады, часто делают лицо вульгарным, что особенно недопустимо в рабочей обстановке.
Мужчины наши почти непоколебимы в своем пристрастии к привычному темному костюму и вообще к традиционному пиджаку на подкладке. В любую погоду, в любой обстановке наиболее стойкая часть мужчин продолжает ходить на работу в пиджаках, модных или устаревших, старых или новых, но - в пиджаках! И все же с каждым годом становится все более ясно, сколько новых, более удобных и рациональных вещей могут заменить пиджак. Это главным образом различные куртки: и более солидные - из шерсти, прямого покроя (почти пиджак, но легче и удобнее), затем легкие, спортивного характера, с многочисленными карманами, на поясе, на резинке, с молниями, с пуговицами и т. д. Ткани применяются очень разнообразные. Летом эти куртки - из хлопка, некоторые даже с короткими рукавами, иногда куртки из ткани, одинаковой с брюками. В этом году появился и еще один тип костюма: шерстяная блуза, чаще всего заправленная в брюки. Блузы и куртки можно носить без галстука (это не лишает их опрятного вида) или с цветным шарфом. В общем мы не ошибемся, если скажем, что в недалеком будущем костюм в привычном понимании этого слова останется лишь в качестве одежды для официальных и торжественных случаев или для более пожилых мужчин, приверженцев устойчивых форм одежды. В служебной обстановке большинство будет носить куртки, блузы, костюмы спортивного характера из новых легких тканей. Это более современный костюм, он лучше вяжется с новым характером наших интерьеров и с характером легких и динамичных форм женской одежды.
Эстетика поведения
Trackback(0)
|