Кочевники Монголии оседают на постоянное житье на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений. Там есть школа-интернат, больница, магазин, музей, ветеринарный пункт, баня - все то, о чем в дореволюционное время скотовод не мог даже и мечтать. Теперь в ранее безводных степях и полупустынях вырыты колодцы. Для защиты от хищных зверей построены загоны для скота. Летом косят траву и заготавливают корм скоту на зиму. Так совместными усилиями коллективных хозяйств монгольские скотоводы стали подчинять себе природу.
Правда, часть скота все еще пасется на подножном корму, и кое-кто из скотоводов еще вынужден вести из-за этого кочевой образ жизни.
Однако члены их семей - жены, дети - уже не кочуют, а живут на центральной усадьбе.
Женщины работают в магазине, библиотеке, больнице, преподают в школе. Для маленьких детей созданы ясли и детские сады. Для школьников - школы-интернаты. Каждую субботу после окончания занятий в школе ученики разъезжаются на выходной день к своим родителям. Если родители кочуют где-то со скотом, ребята едут к ним верхом на лошадях или верблюдах. В понедельник утром они точно так же возвращаются в школу.
В западных районах страны в предгории Монгольского Алтая летом на равнине стоит душная жара, разводится много комаров, гнуса, мошкары. От них бежит все живое. Поэтому все люди, живущие на центральных усадьбах, откочевывают на летние месяцы в горы и угоняют с собой скот. Совершается большая коллективная кочевка. Вместе с людьми откочевывают больница, магазин и библиотека. И даже музей свертывает свою экспозицию и перевозит ее на новое место.
Такая одновременная большая кочевка- это новое явление в жизни Монголии. Поэтому и кочевать приходится не по старинке - на верблюдах, а новым способом - на грузовиках. Кузов машины доверху грузится вещами. Весело бренчат на поворотах бидоны и чайники. И отовсюду - из-за ящиков, ведер, тюков с одеялами - выглядывают счастливые детские лица. Еще бы! Разве может сравниться мчащийся грузовик с медленной поступью верблюда? За два - три часа он проезжает расстояние, на которое верблюду нужно около пяти дней. А разве есть дети, которые не любят быстрой езды?
Дети всюду дети
В монгольских семьях обычно очень много детей: восемь - десять человек. Живут они дружно, постоянно заботятся друг о друге.
Монгольские дети - отличные наездники. Едва научившись ходить, они начинают осваивать искусство верховой езды и с пяти - шести лет уже участвуют в конных спортивных соревнованиях. Ежегодно 11 июля в Монголии отмечается день победы Народной революции. Этот праздник называется надом. В честь него устраиваются спортивные состязания - стрельба из лука, борьба и конные скачки. Наездники - всегда дети, и не только мальчики, но и девочки. На надоме 1967 года первое место в скачках заняла пятилетняя девочка Лхагва.
Как и все ребята на земном шаре, монгольские дети любят играть в разные игры. Однако игрушки нашего с вами детства - резиновые и плюшевые обезьяны, зайцы, медведи, куклы, мячи - вошли в их жизнь сравнительно недавно. Дети кочевников мастерили себе игрушки сами, а материала для этого вокруг всегда было достаточно. Вот в одиноко стоящую в степи юрту приехал гость. Хозяева в честь него зарезали барана. Мясо съели, а кости выбросили тут же недалеко от юрты. Дети тут как тут. Все идет в ход: и позвонки, и копытца, но особенно популярны лодыжки. Каждый ребенок старается набрать их по нескольку десятков. Они маленькие, две-три из них легко умещаются в ладони, а уж во сколько игр можно ими играть! Подкидывать вверх и ловить на лету, прятать за спину и отгадывать, у кого сколько, и многое другое. А иногда игры копировали поступки и занятия взрослых. Камешки, клочки шерсти, кости изображали коров, верблюдов, овец. Из древесных стружек и песка строились для них небольшие загоны - для каждого вида скота свой собственный.
Так, играя, дети учились тому, чем потом занимались, став взрослыми. Лет в десять они становятся настоящими помощниками родителей.
Девочки доят коров, варят еду, мальчики стригут овец, объезжают диких жеребцов, помогают ставить скоту тамги - знак принадлежности определенному владельцу. Раньше каждая семья имела свою особую тамгу и метила ею свой скот, чтобы его можно было отличить от соседского.
Кое-где этот обычай сохраняется и сейчас.
Глобус 1974
Trackback(0)
|