Главная «Ледовая чума»

Наши партнеры

Полярный институт повышения квалификации

График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года

Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам

Оформити без відмови та тривалих перевірок позику 24/7. Короткострокові кредити всім повнолітнім громадянам України. Оформлення онлайн. Все, що потрібно для подачі заявки - зайти на сайт, мікропозика онлайн, треба вибрати суму і термін на спеціальному калькуляторі. Під нуль відсотків цілодобово мікрокредит без відмови в Україні взяти дуже легко. Просто зайдіть на будь-який сайт МФО.

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
«Ледовая чума» Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
31.05.2015 21:37

Зимой значительная часть морей и заливов затягивается прочным панцирем, а гавани превращаются в ловушки для судов, не приспособленных к плаванью во льдах. В высоких широтах обоих полушарий лед держится круглый год. Он не просто помеха для мореплавания - это опасный и коварный враг.

Поздно осенью серебристый столбик корабельного термометра начинает съеживаться. В воздухе уже чувствуется легкий мороз, и температура воды близка к нулю. Приближается опасность. Океан тяжело и беспокойно ворочается, его потемневшая поверхность испещрена размытым пунктиром пенных гребней. Ветер срывает их и несет на судно водяную пыль. Она тотчас же примерзает к мачтам, такелажу, мостику. Судно окунается носом, и волна все чаще и чаще заливает палубу. Там, где побывала вода, остается тонкая ледяная корочка, почти пленка. Что здесь особенного?

Это страшно - так начинается обледенение судна.

Толщина ледяной корочки увеличивается с каждым попаданием волны. Сначала становится трудно работать и обслуживать расположенные на верхней палубе механизмы. Толщина ледяной коросты все время увеличивается. Очертания омываемых водой частей корабля обезображиваются, на них тяжелым грузом скапливается лед, и возникает угроза потери остойчивости.

От обледенения наиболее сильно страдают рыболовные суда. Этим труженикам моря часто приходится работать в морозную погоду и плавать невыгодными, с этой точки зрения, курсами относительно волны. В пятидесятых годах в Северной Атлантике от обледенения погибли четыре английских и канадских траулера и один спасательный корабль, а в районе Курильских островов и Камчатки - 44 японских рыболовных судна.

В январе 1965 года у берегов Исландии в Атлантике работали два английских рыболовных траулера: «Лорелла» и «Родриго». Два небольших парохода водоизмещением лишь по восемьсот тонн и длиной менее шестидесяти метров были похожи друг на друга как две капли воды. Они ловили рыбу, раскачиваясь на океанской волне. Начало штормить, вода заливала палубу. Радио приносило от них сообщения одно тревожнее другого. Массы льда скопились на бортах, надстройках и превратили суда в айсберги. Тонкие изящные стойки антенн стали толще телеграфных столбов, обледенели шлюпбалки, и даже спасательные шлюпки заполнились льдом. Спасательные устройства оказались непригодными к действию, «Лорелла» перестала управляться, встала бортом к волне и опрокинулась. «Родриго» не мог подать ей помощь, он сам оказался в тяжелом положении и примерно через четыре часа тоже затонул.

Вот почему, как только начинается обледенение, моряки спешат наверх, на палубу, где уже появились наросты, и вступают в ожесточенную борьбу со льдом. В ход идут ломики, топоры и кирки, которые особенно удобны для скалывания с вертикальных поверхностей. Эта тяжелая работа на пронизывающем ветру, на скользкой, омываемой волнами палубе длится много часов подряд и нередко на пределе человеческой выносливости.

Сколка - далеко не лучший способ борьбы с обледенением, и наука ищет новые способы для этой борьбы. В США, например, изучают характер и силу сцепления льда с различными материалами. В специальных климатических камерах моделировали различные метеорологические условия, наблюдали развитие обледенения на модели судна до тех пор, пока оно не опрокидывалось.

Оказалось, что лед практически не пристает к стеклопластикам. Пять радиоантенных мачт легкого авианосца «Райт», сделанных из этого материала, не покрывались льдом, хотя все время забрызгивались водой. Такие пластмассы могут быть использованы и для других конструкций, в частности, могут служить противообледенительными покрытиями для различных частей корпуса, омываемых волной. Химики исследуют различные краски, стремясь создать составы, препятствующие обледенению.

Борьбу со льдом ведут и обыкновенными техническими средствами: устраивают стационарные воздухоподогреватели, используют выхлопные газы. На некоторых судах на палубу, например, подается подогретая забортная вода.

Интересное пневматическое противообледенительное устройство предложила одна из английских фирм. На мачту рыболовного траулера «Бостон Фантом» надели резиновый чехол, который можно было быстро надувать воздухом и стравливать его. Испытания производились во время лова у западного побережья Исландии в марте 1968 года, приблизительно в том злополучном месте, где погибли «Лорелла» и «Родриго». Резкое увеличение объемов антиобледенительного чехла заставляло растрескиваться и отваливаться быстро нарастающую ледяную коросту. Испытания проходили успешно в течение всех 19 дней плавания.

Как же все-таки нарастает лед, с какой скоростью происходит этот процесс, как защищаться от такого врага? От экипажей судов, находившихся на краю гибели, трудно было ждать ответа на эти и многие другие вопросы. Приходится ставить опасные эксперименты. В Японии, например, в течение ряда лет в период с ноября по февраль производились натурные испытания для определения характера обледенения. В частности, патрульный корабль водоизмещением около пятисот тонн курсировал севернее Курильских островов. В течение суток на нем скопилось шестьдесят две тонны льда, причем скорость его образования достигала 2,5 тонны в час, что составило примерно сто двадцать килограммов льда на одну тонну водоизмещения.

Скорость и характер обледенения зависят от многих причин - и от высоты волны, и от курса корабля относительно волны, и от конструкции его корпуса.

Большое значение имеет характер надстроек и величина судна. Из-за малых размеров больше всего страдают не только рыболовные траулеры, но и буксиры, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками. В последние годы получили распространение суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Они идут в потоках воды, поднимая снопы брызг. Защита таких судов от обледенения вырастает в проблему. Наибольшее количество льда образуется в носовой части, которая во время качки часто погружается в воду.

Надежного средства борьбы с обледенением пока нет. Мысль об этой своеобразной ледовой «чуме» по-прежнему тревожит моряков. Обледенение может начаться внезапно, для победы над ним потребуются энергичные, решительные и умелые действия. В противном случае судно может оказаться в опасном положении, ведь лед нарастает быстро.

Для борьбы с обледенением составляется специальное расписание. Каждый знает, куда надо бежать, что делать, и приобретает определенную сноровку. Накапливает опыт и капитан, вырабатывая своеобразную тактику борьбы. Если вода сильно заливает палубу, он меняет курс, чтобы судно принимало как можно меньше воды, старается не допускать несимметричного обледенения. Можно считать, что морякам везет, если во время обледенения возникает возможность укрыться под берегом или войти в ледяные поля.

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge