Эмма Проскурнина
Новая повесть молодого архангельского прозаика В. Личутина «Бабушки и дядюшки», увидевшая свет в шестой книге журнала «Дружба народов» за этот год, вызывает заслуженный интерес у читателей.
Это вторая публикация автора в московской периодической печати; первая его повесть - «Время свадеб» - была напечатана в той же «Дружбе народов» в 1973 году, а в 1975 году издательство «Современник» выпустило сборник произведений Личутина в серии «Первая книга в столице»...
Путь молодого писателя в большую литературу, его биография очень похожи на биографии многих других молодых: родился в 1940 году, служил в армии, работал на заводе, затем учеба в Ленинградском университете, редакция областной газеты.
Что же лежит в основе творчества В. Личутина, о чем его книги, кто его герои?
Выступая на Шестом съезде советских писателей, Ф. Абрамов, защищая так называемую «деревенскую» прозу от критиков, считающих, что эта проза якобы исчерпала себя, пошла уже по замкнутому кругу, назвал имя В. Личутина и подчеркнул при этом, что молодой талантливый прозаик совершенно не случайно вновь обратился к деревенской теме...
Верна мысль Ф. Абрамова - нельзя «закрыть» эту тему, ибо нельзя порвать нить, связывающую времена, нельзя перерезать нерв, по которому передаются духовные и нравственные импульсы народа.
Молодой талантливый прозаик из Архангельска глазами своего поколения увидел и сегодняшнюю сельскую жизнь...
Геля Чудинов - молодой человек, стоящий на распутье.
Он чувствует в себе дар художника, но сомневается - настоящий ли это дар, имеет ли он право бросить работу на заводе, чтобы стать художником-профессионалом. Как обрести эту уверенность в себе, как обрести себя? И Геля едет в родное село, к матери.
Остро и пристально всматривается Геля в как будто бы уже давно знакомые лица матери и своих дядьев - Крони Солдатова и Федора, по кличке Понтонер. А через воспоминания матери эта ниточка тянется еще и дальше - к бабе Наталье, деду Спире...
Два дяди у Гели - оба участники войны, но как различен их духовный мир, какие полярно противоположные нравственные позиции занимают они в жизни!
Изображая характеры героев. Личутин и не пытается скрыть свое личное отношение к ним. С самого начала повести мы чувствуем авторскую позицию: то это доброта и нежность, когда он пишет о Кроне Солдатове, то, напротив, беспощадность, когда речь идет о Понтонере, человеке, который, будучи обеспокоен возможностью грядущей термоядерной войны, в страхе перед нею, готовит для себя одного надежное убежище, скрывая эти свои планы даже от жены...
Два мира, два нравственных уклада. Но Геле не сразу удается проникнуться уважением к силе морального кодекса Крони Солдатова, понять и принять причины душевной раздвоенности собственной матери, осудить паразитизм и духовное убожество Понтонера.
Раскрывая внутренний мир героев повести «Бабушки и дядюшки», автор прибегает к своеобразной манере рассказа, введя в повествование в виде хроники сведения о том, как кто из них выжил в наиболее трудные периоды жизни.
Для Крони Солдатова и Понтонера это было в войну, на фронте, для матери - то время, когда пришла похоронка на мужа и ей пришлось сполна испить горькую чашу вдовьих бед и лишений.
Есть нравственные коллизии, которые не заявляют о себе громогласно, они и не подпадают под какое-то юридическое или общественное толкование, в них больше личностного, внутреннего, чем предназначенного для широкого оповещения. Короче, поступок в себе, платформа собственной совести.
Для Крони Солдатова, мужественно сражавшегося с гитлеровцами - в одном из боев он был ранен и попал в плен,- в тех тяжелейших условиях святее святых оставалось сохранить в себе сердечность и доброту к людям, прийти на помощь нуждающимся, сберечь силы для продолжения борьбы с ненавистным врагом. Он все делал по велению своей совести. Не искал выгод, не прятался за чужими спинами, делил поровну со всеми что имел. Фронтовая слава обошла его стороной. Но, выполнив честно свой воинский долг, он никогда даже в мыслях не пытался приписать себе больше того, что им было сделано.
Иное дело - Понтонер. Рассказ о том, как он выжил, в сущности, является обличительным документом человеку, поправшему законы честности и товарищества. Бросив на поле боя тяжелораненого Кроню Солдатова, через день он предаст другого своего товарища, подведет под трибунал, а сам получит орден за проявленную доблесть и бдительность. И все это у него получается ловко, без свидетелей.
Два дяди у Гели - это два пути, по которым можно пойти в жизни. Но Геля уже выбрал. Он лихорадочно, жадно начинает делать эскизы, наброски к портрету дяди Крони. И это не только духовный выбор. Рождается вера в свое художническое призвание. Геля обретает наконец-то в себе ту уверенность и покой, которых у него до сих пор не было.
Новая повесть В. Личутина говорит о том, что автор, оставаясь верен своему жизненному материалу, своей теме, поднялся еще на одну ступеньку в творчестве.
Пожелаем же ему новых удач и новых свершений.
Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.
Литературная страница
Trackback(0)
|