Молодые инженеры из конструкторского бюро академика Королева рассказывали мне, как однажды, уже после гагаринского полета, пришли они к Сергею Павловичу с просьбой помочь им в организации авиаклуба и планерной секции.
- Вы не представляете, какой это замечательный спорт! - с жаром воскликнул один из них.
Опустив подбородок к груди, Королев поглядел на него поверх очков, улыбнулся и сказал:
- Ну почему же... Представляю...
В те годы мало кому известна была биография великого конструктора, и молодые инженеры не знали, что в домашнем архиве бережно хранит Сергей Павлович маленькую книжечку в коленкоре цвета морской волны, которой гордился он не меньше, чем дипломом МВТУ: «Пилотское удостоверение», выданное Королеву 2 ноября 1929 года.
«Строить летательные аппараты и летать на них», - эту программу жизни наметил Сергей Королев еще в юные годы и не отступал от нее всю жизнь. Все началось с планеров. Первый проект будущего Главного конструктора, планер К-5, создан был еще в Одессе, где Сергей заканчивал стройпрофшколу. Он строит планеры и в Киеве, и в Москве, проектирует совместно с С. Н. Люшиным, другом юности, планер «Коктебель», затем «Красную звезду», активно участвует в планерных слетах в Крыму. Но при всей юношеской увлеченности планеризмом Королев мечтал стать настоящим летчиком, летать на настоящих самолетах.
В феврале 1929 года в Москве начала работать школа летчиков, куда поступил и 22-летний Королев. Всю весну и лето занимался он в этой школе, а в августе совершил первый самостоятельный полет.
Дипломная работа студента С. П. Королева - авиетка, маленький легкий самолетик. Руководитель диплома, совсем еще не старый - 41 год - и уже очень известный Андрей Николаевич Туполев вспоминал: «Королев был из числа самых «легких» дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять. Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень.
Уже тогда у меня сложилось прекрасное впечатление о нем, как о личности и как о талантливом конструкторе. Я сказал бы, что он был человеком, беспредельно преданным своему делу, своим замыслам. Я с самого начала почувствовал к Королеву расположение, и надо сказать, что он всегда также отвечал мне большой сердечностью...»
Для получения диплома требовалось разработать проект, но Королев стал Королевым именно потому, что все его мысли мгновенно материализовались, все идеи можно было «потрогать». Авиетка была построена уже после окончания МВТУ. Сергей Королев и летчик Дмитрий Кошиц совершили на ней первый полет в сентябре 1930 года. Газета «Вечерняя Москва» писала об «известном инженере С. П. Королеве», которым был «сконструирован новый тип легкого двухместного самолета СК-4». Еще и года не прошло, как «известный инженер» окончил высшую школу, но на своем самолете он уже летал сам, чаще всего с Кошицем.
Летом 1931 года во время испытаний авиетки заглох ее слабенький мотор. Высота была так мала, что отвернуть на поле Кошиц - он летел один - не мог.
СК-4 упал на крышу ангара. Сергей Павлович так прокомментировал снимок, запечатлевший это грустное событие:
У разбитого корыта Собралася вся семья. Морда Кошица разбита, Улыбается моя.
Корыто «известного инженера» было разбито, но золотая рыбка уже билась в его сетях: как раз в это время знакомится Сергей с работами Циолковского, в эти дни задумывается он над применением принципов ракетного полета для достижения еще невиданных высот и скоростей. Именно тогда Королев делает первые шаги на длинном и тернистом пути, который ведет его к Главному конструктору Королеву. Ярослав Голованов
Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.
Литературная страница
Trackback(0)
|