Главная Разговор со строгим экзаменатором

Наши партнеры

Полярный институт повышения квалификации

График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2025 года

Охрана труда - в 2025 году обучаем по новым правилам

Сучасний банкінг пропонує зручні інструменти для щоденних витрат, і одним із найкращих рішень є можливість оформити картку з лімітом. Це дає змогу завжди мати додаткові кошти під рукою, навіть коли витрати перевищують планований бюджет. Така картка стає своєрідною фінансовою «подушкою безпеки», дозволяючи оплачувати покупки, подорожі чи непередбачені витрати без стресу й затримок. Зручність полягає у тому, що ліміт підлаштовується під ваші потреби, а умови залишаються прозорими.

Даже без официального трудоустройства можно оформить кредит безработным. Для подачи заявки достаточно паспорта и ИНН, никаких справок не требуется. Такой займ помогает людям, которые временно остались без работы. Деньги зачисляются напрямую на карту, что очень удобно.

Клієнтам, які шукають більші суми, підійде кредит 30000 грн. Це рішення дозволяє профінансувати важливі покупки, ремонт або навчання. Оформлення відбувається онлайн, а кошти можна отримати без зайвої паперової тяганини. Такий кредит надає фінансову свободу і дозволяє реалізувати великі плани.

Разговор со строгим экзаменатором Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
29.01.2012 09:52

Юрий Козлов

Когда я сдавал экзамены на аттестат зрелости, у меня никак не получалась задачка по физике.

Я сидел на последней парте и смотрел в потолок, словно там могло появиться решение этой проклятой задачи. Комиссия заволновалась. Потом ко мне подошла учительница физики, села рядом, объяснила принцип решения задачи, и уже через десять минут я отвечал на билет. На выпускном вечере учительница сказала: «Школьные и вступительные экзамены - это день и ночь!.. Школьные экзамены не научили вас, пожалуй, самому главному: отрешаться от учебника, готовых формул, пытаться мыслить самостоятельно».

В справедливости ее слов я убеждался не раз. За время учебы в институте я сдал по крайней мере сотню экзаменов и зачетов. И оставался на высоте положения только тогда, когда излагал материал не просто близко к тексту, а старался связать внешне, казалось бы, разрозненные факты, наблюдения в единую картину. И вот что еще интересно: из всех преподавателей, с которыми мне приходилось иметь дело, особенно запомнились те, которые принимали вступительные экзамены в институт. Может быть, потому, что именно они преподали мне первый по-настоящему серьезный урок умения мыслить самостоятельно.

...Семь лет спустя я шел в гуманитарный корпус Московского Государственного Университета на Ленинских горах, чтобы встретиться с Таисией Афанасьевной Орловой. Таисия Афанасьевна принимает у абитуриентов вступительные экзамены по русскому языку и литературе с 1946 года. Работала на всех факультетах МГУ. Награждена орденом «Знак почета». Отличник народного просвещения. Много лет преподавала в школе, сейчас читает лекции на подготовительных курсах...

В тот августовский день на историческом факультете университета писали сочинение. Большинство абитуриентов выбрало тему «Душа и маска Печорина».

- Пятнадцать - двадцать лет назад,- говорит Таисия Афанасьевна,- тема эта звучала бы иначе. Скажем: «Образ Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова». Чувствуете разницу? Ведь что такое образ? По-научному «форма отражения действительности искусством». То есть образ - категория широкая. А тема «Душа и маска Печорина» предполагает исследование только одной проблемы внутри самого образа. Тут общими фразами не отделаться. Чтобы правильно развить эту тему, необходимо, во-первых, доскональное знание текста, во-вторых, знание основ литературоведения. Хочу сказать, что усложнение тем - тенденция, наметившаяся в последние годы.

Это своеобразная реакция на растущие конкурсы.

Школа, в общем-то, пока не дает ни знания литературоведения, ни углубленного изучения текста... Как звучит вторая тема сегодняшнего сочинения? «Образ автора в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя». И опять большинство собьется на классические лирические отступления про «толстых» и «тонких» и про «птицу-тройку». Но есть в «Мертвых душах», например, такая фраза: «Не умеет русский мужик умирать своей смертью...» Можно на основе этой фразы целое социологическое исследование построить... Эта фраза - тоже образ автора. И поэтому я не удивляюсь, когда прихожу в гости к знакомым и вижу, что их дочь - девятиклассница читает учебник; литературоведения. Более того, я почти уверена и хочу поделиться своей уверенностью с абитуриентами: готовиться к вступительным экзаменам надо начинать загодя...

Сочинение было вторым по счету экзаменом на историческом факультете. Предыдущий экзамен по истории триста пятнадцать человек сдали на отлично.

В коридоре я внимательно изучил доску объявлений приемной комиссии. Почти тысяча поданных заявлений на сто двадцать пять мест. Причем тридцать мест заняли медалисты. После каждого экзамена у дверей приемной комиссии вырастает очередь - забирают документы. Но, даже сдав все экзамены на пятерки, нельзя быть уверенным, что тебя зачислят. Еще будут прибавлять средний балл, выведенный из школьного аттестата...

- Большинство проблем, связанных с абитуриентами, начинается не во время экзаменов, а главным образом после, когда этим девятистам молодым людям, не поступившим на исторический факультет, надо будет куда-то устраиваться... Они готовили себя к научным занятиям, а им предлагают идти работать, скажем, почтальонами. Крушение надежд - никак не меньше! В чем здесь дело? Последние годы учебы в школе проходят в атмосфере, как говорят социологи, чрезмерно завышенных ожиданий - в атмосфере, во многом искусственно нами, педагогами, создаваемой. Скажем, получил мальчик по алгебре три пятерки подряд, мы его уже прочим в великие математики. Написал «близко к тексту» сочинение - учиться ему не иначе, как на факультете журналистики.

Ну, а о судьбе завзятых троечников как-то даже не принято говорить. Тут дело ясное - их ждет техникум, училище или завод. Понимаете, какой моральный ущерб приносит вот такая «педагогика»? Мальчишки и девчонки принимают все всерьез - особенно когда разговор о будущем заводит с ними учитель - самое, пожалуй, авторитетное лицо. Безусловно, с выпускниками средних школ надо говорить об их будущем, но при этом необходимо учитывать не только успеваемость подростка, но и его склонности, выявленные в школе способности, которые надо непременно соотносить с сегодняшней общественной нуждой - в рабочих, инженерах, ученых, работниках сферы обслуживания. Одним словом, открывать перед подростком реальную картину мира.

Выигрывают от этого все, и, прежде всего, сам подросток. Во всяком случае, возможную неудачу при поступлении в вуз он воспримет не как трагедию, а как один из эпизодов «взрослой» жизни, в которой успех, высокое моральное удовлетворение не замыкаются на внешние престижные моменты, а связаны прежде всего с содержательным трудом на любом поприще. Мой совет молодым: мечтайте, стройте самые фантастические планы, но учитывайте при этом потребности современного общества, которое нуждается в людях разных профессий.

Мы стояли с Таисией Афанасьевной около окна на лестнице напротив аудитории, где помещалась приемная комиссия. Оттуда вышли две расстроенные девушки. Они быстро спрятали в сумочки аттестаты об окончании средней школы. Очевидно, двойки по литературе... А впрочем, при конкурсе десять человек на место и тройка лишает абитуриента всяких надежд.

- Меня называют самым строгим экзаменатором,- сказала Таисия Афанасьевна.- Действительно, за свою жизнь (я имею в виду те тридцать лет, что принимаю вступительные экзамены в МГУ) я поставила около трех тысяч двоек, это по самым скромным подсчетам и только на устных экзаменах. Сто двоек каждое лето... Давайте разберемся в существе моей  строгости. Отвечая по билету, абитуриент вступает в контакт с экзаменатором. Они не знают друг друга, и получается, что, говоря, допустим, о русской литературе девятнадцатого века, молодой человек как бы рассказывает о себе самом. Экзаменатор волей-неволей судит о его личности по высказываниям, и когда абитуриент бойко «перекладывает» учебник,- это уже характеристика!

Вот три принципа, на которых основывается работа экзаменатора: гуманность, строгость, объективность. Гуманность велит мне поставить абитуриенту за хорошее знание учебника пятерку, строгость - чтобы я задала ему несколько уточняющих вопросов, а объективность заставляет вспомнить о сотнях близнецов-ответов, которые я уже сегодня слышала.

Вот и получается, что знание учебника оценивается тройкой. Учебник - это, по-моему, всего лишь стартовая площадка для хорошего ответа.

Главное - собственное отношение молодого человека к тому или иному литературному произведению, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения... Еще один совет: старайтесь высказывать собственное мнение, учитесь его отстаивать. Свои, пусть даже «непричесанные» мысли дороже заимствованных, затверженных истин.

Таисия Афанасьевна часто вспоминает первый послевоенный год. Тогда она училась на филологическом факультете и в первый раз принимала вступительные экзамены в МГУ.

- Что меня сразу поразило,- вспоминает она,- это выстраданное понимание литературы у тогдашних абитуриентов и страстное желание учиться. Год как закончилась война. Солдаты прошли с боями пол-Европы. Они не только воевали, они думали, они учились, они многое видели. Их, советских солдат, встречали как освободителей. Я думаю, в данном случае уместен термин «рост национального самосознания».

Они столкнулись с огромным уважением к нашей культуре, к нашим писателям, художникам, композиторам... После войны, как, впрочем, и сейчас, поступить в технические вузы было проще. И все же многие вчерашние солдаты пошли в университет на филологический, исторический, философский, юридический. Они прекрасно знали русскую и советскую литературу, но совсем не помнили правил правописания. И каждую свободную минуту использовали для того, чтобы учиться.

Однажды иду по коридору, смотрю, солдат стоит у подоконника и читает учебник истории. «Вы что? - спрашиваю,- с луны свалились? Сегодня же русский и литература!» «А я уже к следующему экзамену готовлюсь,- отвечает.- Русский язык я...- смотрит на часы - двадцать минут назад сдал...» Или вот еще один случай, характерный для сорок шестого года. Поступал на юридический факультет демобилизованный солдат. На вопросы по литературе ответил прекрасно, а по русскому попался ему трудный билет - числительные. Там ведь надо одиннадцать правил знать. Ну, думаю, пропадет солдатик. Подошла я к нему и тихонько говорю: «Хотите билет поменять? Какая часть речи вам нравится?» Он посмотрел на меня удивленно. «Что вы! - говорит.- Я перед танками не отступал, а с числительными уж как-нибудь справлюсь». И когда пришла его очередь отвечать, я спросила у него все одиннадцать правил. И что вы думаете, ответил!

После экзамена встречаю его в коридоре. «Сурово спрашиваете»,- говорит мне. «А как же? - отвечаю.- Во-первых, экзаменатора всегда слушаться надо, во-вторых, за слова свои отвечать, а в-третьих, хочется мне, чтобы вы про этот экзамен, как про бой с танками вспоминали».

Тогда люди буквально сражались за право учиться в Университете (она с такой интонацией произносит это слово, что я не решаюсь написать его с маленькой буквы,--Ю. К.), хотя в смысле знаний уступали современным абитуриентам. Абитуриенты сорок шестого года понимали, что упустили время, и учились с колоссальной отдачей. А сейчас... Некоторых уже с первого курса отчисляют. Мне кажется, что, поступив в Университет, надо учиться за себя и за тех девятерых, которые не прошли по конкурсу. Я в своей жизни дважды была абитуриенткой,- продолжает Таисия Афанасьевна.- Последний раз в тысяча девятьсот сорок пятом году, когда приехала поступать в аспирантуру на филфак МГУ. Правда, к этому времени у меня уже было высшее образование, но - увы! - далеко не филологическое.

В тысяча девятьсот тридцать четвертом году она закончила Иркутский индустриально-педагогический институт. Изучала она в этом институте все: математику, физику, химию, даже электротехнику и сельскохозяйственное производство.

А еще раньше, в 1922 году, была делегатом первого губернского слета пионеров. Жила тогда в Яранском уезде, Вятской губернии. В школу ходить было далеко - в соседнюю деревню. Зато после уроков учительница иногда подкармливала учеников манной кашей и грецкими орехами.

- Тогда я окончательно решила: вырасту, стану учительницей,- вспоминает Таисия Афанасьевна.- Дома спросили: почему? Я ответила: буду каждый день досыта есть манной каши и грецких орехов! Я тогда почему-то решила, что это - учительский паек. Однако после окончания школы меня послали на Алтай в деревню Усть-Пустынку, Березовского района. Там, на курсах, я осваивала трактор. Потом вместе с группой комсомольцев и сельскохозяйственных специалистов поехала организовывать колхозы по Алтайскому краю. А потом сбылась наконец моя мечта. Я стала учительницей в Омской железнодорожной школе. Правда, есть каждый день досыта манной каши и грецких орехов мне тогда так и не привелось...

Муж Тансии Афанасьевны Орловой погиб на фронте в 1941 году. Она работала тогда медсестрой в Омском госпитале. Потом у нее появилась общественная нагрузка - читать лекции раненым солдатам по русской и советской литературе.

- Была зима сорок первого года,- вспоминает Таисия Афанасьевна.- Когда смеркалось, снег словно синим становился... Мне от госпиталя до дома ночью по морозу километров пять идти. И так спокойно было в палате. Уходить не хотелось. За окном все синее, а в палате печка топится. Говорили почему-то все больше о Пушкине и о Толстом. Иногда кто-нибудь вдруг тяжело так вздохнет, и все вспомнят, что идет война, что каждый день солдаты гибнут, что немцы стоят под Москвой. Лежал, помню, в госпитале парень один с Урала, танкист. Как-то он сказал: «Два дела мне надо в жизни сделать. Сначала войну закончить, а потом поеду в Москву, поступать в университет...» Я тогда подумала, что не зря все-таки читала эти лекции...

В 1945 году она приехала в Москву поступать в аспирантуру филологического факультета. Декан внимательно просмотрел листок, где было сказано, как сдавала студентка Орлова экзамены в Иркутском индустриально-педагогическом институте одиннадцать лет назад.

- Значит, русский язык и литературу вы не изучали? - спросил декан.

- Нет...

- А поступать приехали в аспирантуру на филфак?!

В аспирантуре ей отказали. Декан написал поперек заявления: «Допустить к экзаменам на общих основаниях. Если поступит, разрешить сдавать экстерном».

А в 1946 году она уже сама принимала вступительные экзамены у абитуриентов. В 1948 году получила диплом об окончании филологического факультета и пошла работать в 173 московскую среднюю школу. И вот уже тридцать лет принимает Таисия Афанасьевна вступительные экзамены на всех гуманитарных факультетах МГУ.

- Вчера,- сказала при очередной встрече Таисия Афанасьевна,- я проверила двести сочинений на тему «Душа и маска Печорина», и знаете, что меня порадовало? Не попытки литературоведческого анализа,- они очень и очень робкие, а простое человеческое понимание героя.

Многие пишут, Печорин был эгоистом, думал только о собственных развлечениях, и так далее. А в конце сочинения добавляют: «Но он страдал, переживал, и поэтому он мне нравится!» Понимаете, они идут навстречу произведению искусства с открытой душой, относятся к нему без какой-либо предвзятости. Абитуриенты стали как-то взрослее. И еще одна - может быть, частная особенность: сейчас значительно меньше пользуются шпаргалками. Во всяком случае, за последние два года в МГУ на устных экзаменах по русскому языку и литературе не было ни одного удаления. Поэтому я хочу пожелать будущим абитуриентам: будьте столь же честными и порядочными!

- Мне кажется,- продолжает Таисия Афанасьевна,- мы можем быть спокойными за поколение, вступающее в жизнь. С одной стороны, они романтики. Читая их сочинения на вольные темы, действительно убеждаешься в том, что с такими людьми мы построим и БАМ и все, что захотим. Они чувствуют время, чувствуют эпоху, в которой живут, и они сопричастны с этой эпохой. А с другой стороны, их отличительные черты - простота и скромность. Это, по-моему, прекрасное сочетание. В прошлом году я проверяла сочинения на биологическом
факультете.

Тема называлась «Мой край». Одно сочинение до сих пор забыть не могу. Вот как его девочка начала: «Я родилась в Денисовке, это на берегу Белого моря, там, где в молодости жил Ломоносов. Моя мама биолог, папа тоже биолог, и я хочу стать биологом, хочу приносить пользу моему родному краю. Белое море хоть и холодное, но оно нуждается в заботе и защите. Я хочу помочь сохранить Белое море...» Но наделала девочка ошибок! - грустно качает головой Таисия Афанасьевна.- А я подумала, что если эта девушка даже не станет биологом, она все равно будет приносить пользу родному краю. Потому что ее сочинение - не просто красивые слова, это ее убеждения. Вот ведь что главное. Когда я слышу прекрасный ответ или читаю отличное сочинение, я чувствую себя прощенной за все двойки, что поставила раньше.

Я люблю вести с молодыми людьми разговор о русском языке и литературе. Это мне никогда не надоест, потому что все хорошее, что было в моей жизни, так или иначе связано с тем, что я - преподавательница русского языка и литературы... То ли в прошлом, то ли в позапрошлом году была такая тема сочинения: «Новые люди и образы будущего». Я тогда сидела в аудитории, где писали, и думала: «А ведь вот они передо мной, новые люди сидят!» А образы будущего виделись мне в том, чтобы все сидящие в аудитории, независимо от того, будут они учиться в университете или нет, выросли хорошими, настоящими людьми! У них для этого есть все задатки.

Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.

Литературная страница

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2025 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge