Главная Вся наша планета горячая

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
«Вся наша планета горячая...» Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
29.01.2012 08:38

К 70-летию Романа Кармена

Другу Роману Кармену, кинематографисту, которого любят и уважают во всем мире, чье художественное творчество проявилось во всех частях света, где народы сражаются за свободу, с сердечными чувствами и уважением от товарища президента Чили Сальвадора Альенде. 
(Надпись на фотографии)

В рабочем кабинете Романа Кармена я просматриваю фотографии разных лет. Их сотни. Удивительный по своему масштабу мир раскрывается передо мной. Мировая история, все величайшие события, начиная с двадцатых годов нашего столетия.

И люди, люди, люди... Славные, блистательные имена, гордость человечества. Георгий Димитров и Фидель Кастро, Долорес Ибаррури и Пабло Неруда, Че Геварра, Хо Ши Мин, Джавахарлал Неру. Всех не перечислишь, обо всех не расскажешь. Встреченные на разных дорогах жизни, запечатленные на кинопленке, они стали друзьями, частицей жизни советского кинодокументалиста.

- Иногда меня спрашивают,- говорит Роман Лазаревич,- если бы я, вернувшись в юность, еще раз выбирал профессию, кем бы я стал? Я отвечаю: кинодокументалистом. Почему мне дорога эта профессия? Она давала мне возможность всегда быть в гуще жизни, в гуще событий, среди людей. Мы часто говорим о «горячих точках планеты». Для меня вся наша планета - горячая. И дело не в том, стреляют ли на этой земле, бомбят ли там, или не бомбят. На всей планете кипит жизнь, интересная, увлекательная жизнь народов и стран. Конечно, мне везло в моей профессии: с кинокамерой я принимал участие во многих острейших схватках народов за свою независимость, против фашизма и колониализма.

...Я вспоминаю многие рассказы Романа Кармена, книги, написанные им. В них очень четко проведена мысль: главное в биографии документалиста не в том ч т о он видел в жизни, главное - как смотрел он на все это, как его ощущения претворялись в кинорепортажи, в фильмы, в лаконичные сюжеты киножурналов.

...Из детства тянулись эти воспоминания. Оживали в памяти рассказы отца, одесского литератора Л. О. Кармена о 1905 годе... Море было теплым и ласковым, только в воздухе пахло гарью и порохом.

И живой людской поток устремился к концу мола, к палатке, сделанной из парусов. Там лежал матрос Вакулинчук, свезенный командой броненосца для похорон. На груди у него, на скрещенных руках, лежала записка: «Господа одесситы. Перед вами лежит тело зверски убитого матроса Григория Вакулинчука, убитого старшим офицером броненосца...» А в конце - призыв: «Один за всех, и все за одного». И плакали женщины, целовали руки покойного. Слышались рыдания... Сотни пароходных гудков и сирен. Толпа, ораторы. 
Ночной пожар в порту...

...Эти рассказы вспомнил Роман Кармен на горящей испанской земле, когда в порту Барселоны снимал толпы ликующих людей - они приветствовали революционный крейсер «Хаймэ примеро», ставший на сторону республики. Был август 1936 года. Тогда весь мир жил событиями в Испании, народ которой первым бросил вызов фашизму, стал на защиту человеческого достоинства, и все вдруг поняли, что ни отмолчаться, ни откупиться уже нельзя. Надо было сражаться.

И в Испании сражались граждане многих стран, продемонстрировав в борьбе за республику силу высочайшего пролетарского интернационализма. Многие тысячи метров пленки сняли в эти месяцы советские кинооператоры Кармен и Макасеев. Из этих кадров были смонтированы киновыпуски «К событиям в Испании», фильм «Испания», в котором режиссер Э. Шуб и писатель В. Вишневский от простой репортажной событийности сумели подняться до больших обобщений.

Из этих кадров в Голливуде был смонтирован фильм «Испания в огне», текст к нему написал Эрнест Хемингуэй.

В Париже из хроники Романа Кармена прогрессивные художники Франции создали фильм с комментариями Ильи Эренбурга.

Да и позднее многие кинематографисты возвращались к этим съемкам в своих антифашистских фильмах.

Бывает, что происходящее сегодня властно вынуждает перелистать страницы прошедшего. Сам Кармен вернулся к этому материалу через тридцать лет. Вернулся вместе с писателем Константином Симоновым. Вернулся, потому что надо было рассказать нынешнему поколению о тех наших парнях, что дрались в Испании,- о них так мало писалось и говорилось. Хотелось вспомнить интернациональные бригады, осажденный Мадрид, траншеи Гвадалахары... Но самое главное - рассказать о том, какое место заняла Испания в жизни поколения, первым вышедшего на бой с фашизмом.

В послевоенные годы, в разгар жесточайших репрессий и расправ Франко не уставал повторять, что в Испании царят «социальный мир и порядок».

Спустившись по трапу самолета в Барселонском аэропорту, Константин Симонов и Роман Кармен сразу попали в кольцо фотографов и кинорепортеров. Их буквально засыпали градом вопросов. Молодая журналистка поинтересовалась у Кармена, где он изучал испанский язык. «На минуту я задумался,- вспоминает Кармен.- Сказать ей?.. Да, умалчивать не было смысла, ответил напрямик:

- Я был в Испании.

- Когда были? - Она насторожилась.

- В 1936-1937 годах,- сказал я.

Забегали по блокнотам журналистские карандаши.

Вокруг меня сомкнулись жаждущие сенсации газетчики. Кто-то из них метнул вопрос:

- Вы участвовали в гражданской войне?

- Да, снимал кинорепортаж. Да, разумеется, на стороне республиканцев... Да, да, вернулся через тридцать лет в Испанию, которая мне дорога, близка...»

Там, на полях Испании, среди развалин горящих городов, человек с киноаппаратом проходил первую школу мужества, без которого нельзя, невозможно было снимать человеческое горе, трагические кадры, ставшие обвинительными документами истории.

«Он молодец,- вспоминал Михаил Кольцов о Кармене в своем «Испанском дневнике»,-...живой, храбрый, веселый. Поспевает всюду в нужные и важные места».

Еще задолго до Испании, в сентябре 1923 года, пришел к Михаилу Кольцову, бывшему тогда редактором «Огонька», семнадцатилетний студент рабфака Роман Кармен. Юноша был новичком в журналистике, но Кольцову очень хотелось помочь сыну писателя Лазаря Кармена, умершего в апреле 1920 года, через несколько месяцев после освобождения из застенков белогвардейской тюрьмы в Одессе. Вскоре на страницах «Огонька» появился первый репортерский снимок с подписью: «Фото Р. Кармена»...

В течение нескольких лет молодой репортер учился оперативности, искал новые выразительные средства. Пожалуй, именно в эти годы рождался репортерский стиль Кармена. И хотя фотоснимки его завоевывали все большее признание и получали призы на различных выставках, молодого журналиста все сильнее и сильнее тянул к себе документальный кинематограф.

После киноинститута, в который он поступил в 1929 году, Кармен много колесил по Советскому Союзу. Какое разнообразие сюжетов было снято начинающим кинодокументалистом!

Тогда им были сделаны и первые открытия в области звукового репортажа.

Кармен всегда был первооткрывателем...

И в пустыне Каракум, где до Испании он успел побывать дважды: в первый раз - с кинокамерой, а второй, совмещая профессию кинооператора с обязанностью водителя одной из автомашин пробега.

И в Испании и в героическом революционном Китае, мужественно боровшемся против захватчиков.

...В просмотровых залах сегодня мы часто смотрим хронику прошлых лет, включаем ее в новые фильмы. Но редко думаем о том, как он велик - человек с киноаппаратом, этот пытливый и жадный летописец эпохи. Какую большую, трудную и яркую жизнь прожили многие кинохроникеры.

Когда в 1949 году Роман Кармен начал снимать фильм о нефтяниках Каспия, кто-то сказал ему: «Это можно снять в две недели. Ведь все под рукой - буровые, строительные краны, резервуары, люди».

Но он провел полгода на Нефтяных Камнях, вместе с операторами Д. Мамедовым, А. Зенякиным, С. Медынским, вживаясь в суровый быт рабочих, снимая драматические эпизоды, которые разыгрывались на свайных площадках во время жестоких штормов.

Умение ломать установившиеся штампы, находить новые подходы к материалу, умение прокладывать новые пути - эти качества Кармена-оператора унаследовал и Кармен-режиссер. Не случайно фильмы о нефтяниках Каспия и зрители и кинематографисты встретили с большим интересом. А режиссер и операторы были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.

Рассказывая о некоторых страницах жизни и деятельности блистательного мастера нашего документального кино, я ловлю себя на мысли, что больше вглядываюсь в далекое прошлое. Быть может, потому, что сегодняшние фильмы Кармена еще идут с огромным успехом по экранам мира, сражаются как солдаты на поле битвы.

Толчком к серии фильмов о Латинской Америке стал фильм о революционной Кубе «Пылающий остров».

«Мне кажется, что была какая-то закономерность в том, что меня сильно потянуло на Кубу, когда по миру прошла весть о победе кубинской революции,- вспоминает Роман Кармен.- Для меня это было перекличкой с Испанией. Они казались мне давними знакомыми - эти бородатые люди с автоматами, прошедшие через сражения в Сьерра-Маэстра и триумфально вступившие в Гавану. Тут было, очевидно, и более глубокое явление - эстафета борьбы народов за свое освобождение. Но, снимая на Кубе, я видел, что она - частица огромного и многострадального континента, где все народы борются за свое освобождение.

И борьба этих миллионов ограбленных людей все время привлекала мое внимание».

Через десять лет после Кубы Кармен вернулся в Латинскую Америку, проехал ее вдоль и поперек от Огненной Земли до Панамского канала, снял и смонтировал яркий двухсерийный фильм «Пылающий континент», где впервые мы увидели и многие страны и многих людей, полюбили их, узнали их тяжкий, суровый труд.

Потом был рассказ о трагедии Чили - «Чили. Время борьбы, время тревог».

Потом «Комарадос» - «Товарищи» - третий фильм трилогии.

И, наконец, «Сердце Корвалана» - самый последний пока фильм Кармена, фильм большого гражданского звучания, огромного темперамента и высокого трагедийного накала.

Об этих последних фильмах много написано и много сказано.

Во время работы над фильмом «Рядом с солдатом», который был посвящен фронтовым кинооператорам и журналистам, мы со сценаристом К. Славиным предложили Роману Кармену быть одним из комментаторов фильма, рассказать о своих товарищах - живых и павших. Ибо он прошел по всем дорогам войны, снимал сражения под Москвой - нашу первую победу над фашизмом, был в блокадном Ленинграде, где работал с героическими ленинградскими хроникерами, бок о бок с ними создавал фильм «Ленинград в борьбе». Потом Сталинград, съемки капитуляции, пленения Паулюса, дороги победы, радость освобождения родной земли и порабощенных стран Европы, битва за Берлин. Как и его товарищи по профессии, Кармен летал на боевые задания, трясся по разбитым дорогам войны, прижимался к земле, укрываясь от бомбежек, испытал все радости и горести войны и встретил день Победы на ступенях рейхстага в Берлине. Война, на которую он выехал с кинокамерой 25 июня 1941 года, закончилась для него только в 1946 году последними кадрами Нюрнбергского трибунала.

Созданный им фильм «Суд народов» показал мгновения, которые подвели черту под беспримерной по своим масштабам борьбой против фашизма.

...Сегодня в советском документальном кинематографе работает уже несколько поколений молодых режиссеров, воспитанных народным артистом Советского Союза, лауреатом Ленинской и Государственных премий, Героем Социалистического Труда Романом Лазаревичем Карменом.

- Меня очень увлекает работа в Институте кинематографии,- отвечает Кармен на один из моих вопросов.- У меня мои ученики. И мне бывает радостно, когда в них я нахожу продолжение того, что создали на протяжении десятилетий советские документалисты, вижу новые поиски, талантливые дерзания... Что касается своих творческих планов... 70 лет - это серьезная дата в жизни человека. Оглядываешь прошлое, видишь, что многое сделано, но многое и не успел... У меня зреет мысль - сделать фильм на материале своих съемок за 50 лет, фильм-мемуары, воспоминания и размышления современника, свидетеля эпохи... И, может быть, спустя сорок лет 
снова оказаться с кинокамерой на испанской земле...

И. Гелейн

Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.

Литературная страница

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge