Если до сих пор еще многие не понимают красоты рабочего костюма или делового платья, основанной на их рациональности и связи с окружающей обстановкой, то как будто никого не надо убеждать в том, что торжественная обстановка требует более торжественных туалетов. Это понимают все. Когда кругом сверкают огни и звучит музыка, а настроение приподнятое, конечно, хочется особенно хорошо выглядеть. И все-таки и здесь далеко не всегда получается «хорошо».
Разговор же надо начать с нескольких практических советов. Если вы идете вечером в театр, помните, что вечернее платье с утра надевать нельзя,- если нет возможности переодеться, лучше пойти в театр в деловом костюме. Нельзя забывать, что платье не является главным, надо позаботиться о прическе, белье, туфлях и чулках, проверить опрятность своего туалета. Чтобы чувствовать себя бодрой и свежей, перед вечером хорошо немного отдохнуть и помыться. Мы не случайно останавливаемся на таких элементарных вещах. Наблюдая публику в фойе театров, легко заметить, как важны эти мелочи для того, чтобы хорошо выглядеть. В облике нарядно одетых людей они бывают особенно заметны. Не говоря уже о том, какое значение имеет умение держаться, походка, жесты, хочется видеть свежее лицо, безукоризненно причесанные волосы, аккуратно выглаженное платье. И очень важны ноги: плотно натянутые тонкие чулки, начищенные туфли. Забота об этих вещах обязательна. Только после этого имеет смысл разговор об эстетическом облике человека в целом и собственно об одежде.
Прическа должна быть индивидуальной, но, кроме того, современной. Стандарт в прическах появился не из-за капризницы моды, а от некоторых нерадивых мастеров и нетребовательных клиенток. Поскольку прическа может зрительно изменить форму головы и пропорции фигуры, то выбирать ее лучше стоя перед большим зеркалом. Кроме того, надо обязательно видеть себя не только в фас, но в профиль и сзади. Прическа, конечно, всегда должна быть аккуратной, но особенно тщательно надо ее делать, когда собираетесь быть в торжественной обстановке и надеваете нарядное платье.
Аксессуары. Пожалуй, женщинам не надо говорить о том, что в театр не ходят с хозяйственной или пляжной сумкой, в теплых ботинках или туфлях на каучуке. Это знают сейчас все. И, тем не менее, в подборе дополнений к нарядному платью бывает масса ошибок и неудач даже с теми, кто очень старается не ошибиться. Надо сказать, что лучше всего иметь не типично театральные аксессуары, а нейтральные.
Например, вышитая бисером сумочка может подойти лишь к одному исключительному туалету: платье должно быть из гладкой ткани, без рисунка, украшения должны гармонировать с сумкой и т. д. Одним словом, она очень «обязывает». А сумка не очень маленькая из черной мягкой кожи, замши или атласа может годиться для разных более или менее торжественных платьев. Так же и туфли: лучше открытые лодочки из кожи, чем плетеные золотые или серебряные, хотя для очень нарядных туалетов они не исключаются. Затем надо подумать о цвете. Цветные кожаные туфли, красные, светло-коричневые и ярко-синие, как правило, не сочетаются с цветом ткани для вечера и выглядят, дневными, Перчатки к вечернему туалету чаще носят длинные, лучше плотные, а не прозрачные, и лучше нейтрального цвета или в тон к платью. Перчатки, подобранные по контрасту к платью, выглядят очень экстравагантно. Оставаться в помещении (в театре, на концерте) в перчатках у нас не принято. Исключение составляют танцевальные вечера, на которые рекомендуется надевать короткие тонкие перчатки - нейлоновые, неброских тонов.
Платье. Платье должно быть очень четкой формы, отутюженное, хорошо сшитое. Это значит - оно хорошо сидит и выглядит современно, но не какого-то особенного сложного фасона. Сложным может быть покрой платья, который служит созданию нужного силуэта, но он обычно не бросается в глаза. Ведь в современной одежде ни одна линия не наносится «просто так», все детали бывают подчинены единому творческому замыслу. Обычно лишь женщины, не сведущие в этих вопросах, проявляют пристрастие к фигурным вырезам, узорным пуговицам, замысловатым линиям и отделке. Если им удается найти в журнале или просто выдумать небывалую, вычурную деталь, которая им кажется оригинальной, то они считают свой туалет непревзойденным. Между тем если он действительно является «небывалым», то обычно поражает безвкусицей, а не новизной, так как форма его при этом, как правило, примитивна и детали с ней никак не гармонируют.
Такая дама обычно не может понять, почему на нее оглядываются, сдерживая улыбку, а женщина в простом черном платье с ожерельем из искусственного жемчуга вызывает всеобщее восхищение. «Она элегантна», она одета «с большим вкусом»,- говорят окружающие. Форма ее платья проста, но гармонична, и в нем есть торжественность. Кроме того, прекрасно подобраны украшения и аксессуары,- кажется, ничего особенного, но все видят - это красиво!
Поэтому именно в вечернем платье надо отбросить всякое «мне хочется» и оставить только «мне идет, мне это нужно», «это подходит к данной обстановке», выбирая все, конечно, из арсенала современных предметов и сегодняшней моды.
Вероятно, прежде всего, надо дать отчет в своем возрасте. Одеваться надо всегда по возрасту. Женщина средних лет, одетая под девочку, выглядит, как правило, старше своего возраста. Поэтому мы рекомендуем, если вы достигли тридцати пяти, прекратить надевать короткие пышные юбки и стягивать талию широким ремнем. Иначе могут сказать: «Она молодится»,- а вы ведь и так еще молоды! В этом возрасте даже у худощавых женщин талия обычно уже не бывает тонкой и гибкой. Поэтому лиф платья при любой моде лучше несколько удлинить.
Если юбка все же делается широкой, лучше выбирать клеш, а не сборки. При отрезном лифе в талию и широкой прямой юбке в сборку талия часто кажется короткой и широкой. А лучше всего выглядят в этом возрасте платья с узкой юбкой, отрезные в талии или неотрезные, но не совсем «рубашкой», а с плавной гибкой линией лифа. Не рекомендуется делать платья совсем без рукавов. Даже летом плечи лучше закрывать. В то же время декольте вполне возможны, только форму надо выбирать такую, при которой лицо, шея и плечи выглядят наиболее красиво. Надо сказать, что большинству женщин идут открытые платья, и для вечера это можно себе позволить. Однако, если они «не идут», остается много других вариантов. Небольшой о-образный вырез можно закрыть нарядным ожерельем. Несколько ниток бус могут также украсить закрытое платье. Полным женщинам лучше не делать очень больших декольте, но им не идут и закрытые платья.
Лучше всего умеренный вырез удлиненной формы, а если лицо не очень полное, то круглый или овальный.
Гораздо больше возможностей разнообразить свою одежду у молодежи. Здесь всегда остаются почетными платья с узким лифом и широкой юбкой, хотя форма их и пропорции меняются с модой. Самым опасным является утрировка, которой грешит молодежь. Например, «осиная талия» - не критерий красоты, и не следует слишком себя затягивать. Если модны большие декольте, незачем увеличивать их до невероятных размеров, это может выглядеть вульгарно. Не стоит шить юбку намного короче или намного уже, чем это рекомендуется нашим направлением моды. Утрировка моды часто придает внешнему виду стиль шаржа или карикатуры, теряется образ человека, а главным становится костюм.
Хотелось бы видеть наших девушек на вечерах и в театре, одетых празднично, весело, современно, но без претензии. Здесь одинаково неприятны и жеманное мещанство и вульгарное «западничество». Какая женщина или девушка не мечтала выглядеть в своем платье королевой вечера? А это удавалось только тем, кто понял, что главное не вычурный туалет, а умело, в соответствии со своей внешностью и характером выбрать цвет и форму платья, прическу, дополнения, найти их гармоническое единство, уметь держаться,- это и значит найти свой образ. Он не останется незамеченным, так как гармоничен и индивидуален.
До сих пор мы имели в виду общие требования к нашему облику и одежде в торжественной обстановке. Но эта обстановка может быть различной, следовательно, надо разобрать и более конкретные случаи, которые прежде всего могут быть разбиты на две группы: на концерте, в театре, на выставке вы являетесь только зрителем, свидетелем того, что происходит на сцене; на праздничном вечере - вы участник, действующее лицо. Это оказывает влияние на наши требования к внешнему облику. В театр и на концерт принято одеваться достаточно строго, сдержанно по цвету, без лишней экстравагантности в форме платьев. Больше всего это соблюдается при посещении оперы и концертов классической музыки. На эстрадный концерт или в оперетту можно пойти в менее строгом туалете, но все же не забывать, что вы - зритель. Если это зима, то пестрые платья и капрон вряд ли уместны. При посещении театра преимущество отдается шерстяным тканям, иногда это плотный шелк темного цвета или черный бархат.
Строгие костюмы на подкладке, которые называли раньше «английскими», сейчас остались в основном для официальных случаев - докладов, конференций, торжественных вечеров. В театр их надевать не принято. Лучше и современней выглядят сейчас платья с жакетом или платья из двух частей.
Премьера - торжественное собрание в жизни театра, поэтому на премьеру принято одеваться более торжественно и нарядно, чем на рядовой спектакль. Здесь можно надеть более открытое платье из светлой шелковой ткани, но опять-таки из гладкой и плотной. Набивное платье надевают летним вечером только в парк или в эстрадный театр.
На танцевальный вечер, праздничный бал обычно одеваются более нарядно, чем в театр. Применяют более легкие ткани, шьют открытые платья, широкие юбки. Но и здесь обстановка может быть различной - более или менее официальной, домашней и т. д.
По-разному одеваются и в гости. Если это большое торжество и присутствует много народу, можно одеться нарядно, этим вы подчеркнете уважение к окружающим и отдадите должное важности даты, которую отмечают. На скромном семейном вечере слишком нарядное платье гостьи может оказаться неуместным. Если вы, наверное знаете, что остальные будут одеты скромно, постарайтесь избежать экстравагантности: своим видом вы можете внушить неловкость другим, да и сами почувствуете себя неловко. Скромно и сдержанно должна быть одета хозяйка, ее туалет не должен оказаться наряднее, чем у гостей, так как это может их смутить.
Из всех случаев, когда бывает необходимо надеть выходное платье, нам хочется упомянуть еще два: это открытие выставок и спортивные праздники.
На открытие художественной выставки (вернисаж) принято одеваться в скромное закрытое платье или костюм темного цвета, как правило, с узкой или только чуть расширенной юбкой (широкие «бальные» юбки не надевают). На вернисаже женщинам можно появиться в шляпе и перчатках, если они подходят к туалету. Это как бы подчеркивает кратковременность присутствия.
На спортивный праздник или соревнования, если они происходят в зале, а не на стадионе, женщины могут одеться достаточно нарядно и не так строго, как в театр. Но все же это не должны быть бальные туалеты. Тафта и парча, например, здесь явно не подходят, хотя цвета платьев могут быть светлыми и даже яркими. Поклонницы спорта могут надеть костюм спортивного типа.
У мужчин дела обстоят значительно проще. В любой торжественной обстановке они могут появиться в темном костюме, белой сорочке, светлом галстуке и черных ботинках. Черный костюм не обязателен, часто он выглядит чересчур торжественным и официальным, в нем появляются в особо торжественных случаях. Поэтому мы советуем лучше иметь костюм красивого темного цвета (черно-серого, серо-синего, темно-коричневого и др.). Может быть костюм-тройка, с жилетом, но это не обязательно. Светлые костюмы надевают примерно в тех же случаях, когда женщина может надеть пестрое платье: летом в парке, в эстрадном театре, в гостях. Снять пиджак в гостях мужчины могут только с разрешения хозяйки и с согласия остальных женщин. Когда приглашают даму на танец, пиджак необходимо застегнуть.
Ошибки здесь бывают двоякого свойства. Во-первых, целый ряд мужчин небрежно относятся к первой заповеди - опрятности внешнего вида. Давно не утюженные брюки, мятый галстук и воротничок сорочки, к сожалению, довольно частое явление. Между тем здесь не менее важна аккуратность, четкость и подтянутость как в костюме, так и во всем облике. Вторая ошибка чаще встречается у молодежи, ее можно было бы назвать - «перестарались». Днем где-нибудь на аллеях парка можно встретить юношу в черном костюме, белой сорочке и галстуке «бабочкой», как будто он возвращается со вчерашнего бала. Надо различать торжественность обстановки и выражать свое понимание этого хотя бы в дополнениях. И мы еще раз повторяем, что в этом смысле неудобен черный костюм. Когда он один для вечера, лучше иметь темный с каким-то оттенком. Мы уже говорили, что грим для мужчин не допускается так же, как и подбритые брови, завитые или крашеные волосы. Это выглядит фальшиво, противоестественно и «не по-мужски». Маникюр возможен, так как в этом есть забота об опрятности, но без покрытия ногтей лаком.
Между прочим, следует упомянуть, что носки имеют не меньшее значение, чем галстук. Но они не должны слишком бросаться в глаза, быть, например, красными или белыми, как это промелькнуло у некоторых поклонников неизвестной моды в 1961/62 году. Хорошие носки, в тон костюму или обуви, и начищенные ботинки - один из важных признаков культуры внешнего облика.
Надо сказать, что от людей, одетых в нарядный туалет, мы требуем большего и в их поведении. Если девушка в повседневном платье, без грима на лице позволит себе допустить грубость или громко засмеяться в общественном месте, если юноша, одетый без претензии, не уступил женщине место - мы их осуждаем, считаем, что их надо еще воспитывать. Но если они плохо воспитаны, а одеты в элегантные туалеты - девушка тщательно подкрашена и причесана, а юноша наутюжен и начищен как надо, - что тогда думаем мы об их поведении?
Тогда нам кажется, что их бестактность - продукт их убежденности, что они презирают всех окружающих и не считаются с ними. Тогда и становится особенно ясно, что не костюм украшает человека, а его внутренняя культура, которая лишь отражается в различных внешних проявлениях: манерах, опрятности и одежде.
Эстетика поведения
Trackback(0)
|