Главная 50 и 18

Наши партнеры

Полярный институт повышения квалификации

График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года

Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам

Оформити без відмови та тривалих перевірок позику 24/7. Короткострокові кредити всім повнолітнім громадянам України. Оформлення онлайн. Все, що потрібно для подачі заявки - зайти на сайт, мікропозика онлайн, треба вибрати суму і термін на спеціальному калькуляторі. Під нуль відсотків цілодобово мікрокредит без відмови в Україні взяти дуже легко. Просто зайдіть на будь-який сайт МФО.

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
50 и 18 Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
22.06.2012 10:06

М. Проворов
Репортаж

Обе эти цифры связаны с Ленинградским средним сельским профессионально-техническим училищем № 12.

В октябре прошлого года училищу исполнилось 50 лет, а за годы своего существования из своих стен оно выпустило 18 Героев Социалистического Труда, один из которых даже дважды Герой.

Несмотря на свое название, училище расположено далеко от Ленинграда — в станице Ленинградская, Краснодарского края. На утренней линейке я стою за спиной директора училища и пристально всматриваюсь в лица ребят, пытаясь распознать в них будущих славных выпускников, стараясь угадать, кто продолжит и без того внушительный список Героев, окончивших Ленинградское училище. Тщетное занятие, наивная идея... Однако именно  она двинула меня в путь по коридорам училища, кабинетам, мастерским... И хотя я никому из 
учащихся и преподавателей не задавал прямых вопросов, идея моя диктовала вопросы окольные.

Прежде всего, я решил поговорить с самими ребятами.

— Я Алексей Парфенов, мне семнадцать лет,— рассказывает паренек, которого я первым усадил на скамейку рядом с собой, как только линейка закончилась.

— Учусь на тракториста. Отец у меня тоже тракторист. Я все про это дело знаю. Трудная  работа...

— А в чем трудность?

— Вставать чуть свет, работать дотемна...

— Не боишься?

— Нет. Я спать не особо люблю. Я уже работал в прошлом году на практике. Но колхозный  механик мне не доверял. А теперь, перед второй практикой, нам временные удостоверения  выдают. Попробуй не посади меня на трактор!.. А училище кончу — насовсем в колхоз вернусь. — Придумал, что с первой получки купить?

— С первой не знаю... А вообще мотоцикл хочу. У отца есть.

Но свой лучше. Едешь куда захотел...

Беседую с Эллой Гаврильченко.

Спрашиваю:

— Ты уверена, что тракторист — профессия женская?

— А что, у нас в колхозе женщины на тракторе работают и ничего, справляются. Правда, я,  когда была на практике, трактор заводить боялась. Сильно гудит... Казалось, сам поедет или взорвется.

Комсорг группы Люба Гук:

— В нашей станице надо мной смеялись: пошла, мол, в училище из-за мальчишек... А я подумала: специальность приобрету и одновременно среднюю школу окончу. У нас же среднее училище. Работать пойду, поступлю в заочный сельскохозяйственный.

— У всех такие планы?

— Нет. Когда разговариваешь на эту тему, некоторые говорят: «Тебе надо — учись, а мне не надо...» Но девочки в большинстве будут учиться дальше... Училище у нас хорошее. Знаете, наверно, про восемнадцать Героев?..

В это время я заметил, что на том месте, где чуть раньше происходила линейка, разгорается  конфликт. Кончился он суровой репликой мастера в сторону длинноволосого ученика:

— Не пострижешься — в училище не показывайся!

Ученик понуро пошел через двор.

— Можно тебя на минутку,— позвал я его со своей скамейки.

Он сел рядом.

— Как тебя зовут?

— А вам зачем?

— Не хочешь — не говори.

Тебе не нравится в училище?

— Почему?.. Нравится. Все хорошо... Только вот... вот если бы стричься не заставляли... Скорей  бы работать пойти!..

— А сколько тебе лет?

— Шестнадцать.

— Скажи, что ты делаешь, когда не учишься? В свободное время?

— Гуляю, в кино хожу...

— Тебе какие фильмы нравятся?

— Всякие...

— А те, в которых действуют трактористы?

— Ничего. Только если показывают про жизнь, а не про то, как пашут.

С Павлом Федоровичем Зезёткиным, мастером, проработавшим в училище 28 лет, мы сидим уже на другой лавочке, как раз у тропки, протоптанной между училищем и общежитием. Мимо нас в обоих направлениях снуют юноши — волосатые и коротко стриженные, девушки — в мини-юбках и в юбках подлиннее.

— Другие пошли ребята...— говорит Павел Федорович. — Рослые, здоровые. После войны, в  сорок восьмом, сорок девятом, к нам шли учиться ребята старше, но пониже ростом были и пощуплее. Те учиться очень хотели, побыстрее профессией овладеть — в колхозе работать было некому, да и семью надо было содержать. Мы шли им навстречу, курс уплотняли — днем теория, вечером практика... Бывало, у доски ни бум-бум, а на практике — готовый механизатор. А у нынешних и подготовка лучше и детство сытнее было, но иногда желания учиться не хватает. Я думаю так: соблазнов много. Вот раньше он — я уже говорил — с утра теорию  долбит, после обеда в тракторе копается, а вечером еще в клуб-столовую на репетицию идет.

А сейчас специальный худрук есть, и репетиции проводят в учебное время, а в самодеятельность не затянешь. Я думаю, он рассуждает так: «Зачем репетировать, трудиться все-таки, когда я могу без всяких усилий телевизор посмотреть?..» А те сами себя развлекали. Нынешние учатся бесплатно, трехразовое питание, да еще 10 р. от училища и 45 р. от колхоза, если на четверки и пятерки учишься. Большинство хорошо используют эти условия и выходят добрыми специалистами. Благодарят потом. Вот недавно мой ученик Иван Девятко орден Трудового Красного Знамени получил. Приехал. «Спасибо,— говорит, — Павел Федорович, за науку и за  совет по личной части». Это я ему советовал: не спеши, мол, жениться, получишь специальность, пойдешь работать, станешь на ноги, тогда и подберешь себе подругу любой профессии. Он так и сделал. Сейчас уже две дочки растут.

Училище питает механизаторскими кадрами весь район. Не забывает оно и себя.

Многие из тех, кто сейчас учит ребят, в свое время окончили Ленинградское училище. Владимир Николаевич Буняк, бывший выпускник, ныне преподает автодело.

— Я когда с ними разбираюсь,— говорит Владимир Николаевич,— себя вспоминаю: такой же был. Представляете, все твердят тебе: дома не балуйся, в училище не балуйся, в общественном месте не балуйся... Но человек все же молодой, энергия распирает... Я подход к ним ищу.

Я иногда говорю: «Ребятки, давайте условимся так — сегодня вы делайте, что вы хотите, а завтра — что я хочу». Есть один — прогуливает всё. Не пришел раз, другой... Спать любит. Я ему: «Давай договоримся, хочешь спать, подойди, скажи: «Хочу спать» — отпущу. Только чтоб я знал...» Кончил прогуливать. А кричать — толку мало. Вот был недавно случай. На родительском собрании один отец па своего сына сильно накричал — вот, мол, мы под пулями учились, а тебя кормят, поят, одевают, а ты бездельничаешь и так далее...

Прошла неделя с того собрания, подходит ко мне тот парень. «Владимир Николаевич,— говорит,— почему вы мне замечаний не делаете, я же хуже других задания выполняю?» А я после выступления его отца решил: он на него кричит да я накричу, парень совсем озлится. А так без крика да без замечаний само дошло. С ними лучше шуткой надо. Вот еще один приходит ко мне: «Ухожу из училища. Не получится из меня шофер». Я ему: «Да ты что! Вон медведи по Краснодару ездят, а ты не сможешь!..» Это я видел, как по улице цирковой медведь за рулем ехал. Я говорю: «Учись, так у тебя всегда в руках что-то будет». Тут зачитал им письмо от нашего выпускника, в армии служит. Пишет, что кто плохо машину знает, тому в армии приходится туго, мол, «лучше вовремя подучиться».

Еще рассказал мне Владимир Николаевич, как за последние годы выросла учебно-производственная база училища. Когда он учился, все шоферы на одной машине практиковались, а теперь училище имеет 10 учебных машин.

Видел я и наглядные пособия и действующие модели сельскохозяйственных машин, сделанные  руками учащихся под руководством мастера Бориса Петровича Колоска.

— Наши модели на ВДНХ занимают вторые-третьи места,— сказали мне в учебной части.— До  первых не дотягиваем. Отделка, говорят, не та. Потому что мы все делаем своими руками. Напильничком обтачиваем... Дело дошло до того, что наш Колосок рецепт резины изобрел для колес моделей. Сами отливаем. А смотришь на иные модели, первое место получившие, видишь — заводское изготовление Бориса Петровича Колоска очень ценят в училище. Еще бы! Он с несколькими помощниками занимается переоборудованием классов в специализированные кабинеты.

Училище переходит на кабинетную систему.

Б. П. Колосок показывал мне кабинет литературы и эстетического воспитания, Полупрозрачная доска-экран, на которой можно и писать и показывать кино. Вмонтированный в стенку рядом с доской большой телевизор... Ниже — выдвижные ящики с магнитофоном и проигрывателем...

Все устроено для того, чтобы преподаватель мог сделать свой урок ярче, насыщеннее, чтобы он  секунды не тратил на посторонние вещи.

— Такой кабинет тысяч семь стоит, а мы все сами, — говорит мне Александр Петрович Лихтин,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе. К пятидесятилетию Ленинградского ПТУ № 12 Александр Петрович занялся розыском материалов по истории училища. Оказывается, до революции в здании, где находится сейчас училище, была военно-промышленная школа.

Александр Петрович раскопал в архиве любопытный документ — первое упоминание об училище. В бумаге, написанной хитрым каллиграфическим почерком, атаман Ейский распекал начальника Уманской (по старому имени станицы) военно-промышленной школы за то, что его мастера испортили 54 пластунских мундира. Бумага датирована 1887 годом.

Советская история училища начинается в октябре 1924 года, когда на базе станичных мастерских шорно-кузнечного дела было открыто училище механизации сельского хозяйства. Сначала это было небольшое учебное заведение, размещенное в тесных, необорудованных помещениях. Сельское хозяйство молодой Советской республики остро нуждалось в трактористах и комбайнерах, новых людях, в совершенстве владеющих техникой. И Ленинградское училище стало готовить таких людей.

Дмитрий Иванович Гонтарь, ныне дважды Герой Социалистического Труда, окончил Ленинградское училище в 1929 году. — Сейчас ребята в науке очень сильны,— рассказывает Дмитрий Иванович.— Не то, что мы. Но учителя у нас были хорошие, в технике очень сильные. Завуч наш вместе с сыном сами одноместный самолет сделали. Правда, так и не взлетели — станичные хулиганы ночью сожгли самолет... Мм изучали устройство тракторов по американским плакатам. Советских-то тракторов тогда не было.

Я выгружал первые американские трактора. Они пришли к нам в станицу, забитые в специальные деревянные ящики. Мы вручную спускали их с платформ и тут же освобождали от упаковки. Что запомнилось — внутри тракторов мы иногда находили записки на русском языке. Такие: «Нашим тракторам хорошо поработать». А в одном тракторе под капот был вложен белый хлеб в специальной серебряной бумажке и опять же записка: «Подарок русскому»...

Это американские рабочие посылали нам приветы и выражали поддержку. Сейчас эти трактора — смех один по сравнению с современными, а тогда они нам казались чудом техники. Потом,  уже в начале 30-х годов, советские трактора пошли.

Все-таки мне не дает покоя моя наивная идея: как еще в стенах училища определить, кого из ребят какое ожидает будущее. Мне кажется, что в учебном заведении с такими славными традициями должны знать этот секрет.

— Да какой там секрет!..— удивляется Павел Федорович Зезёткин.— Насчет Героев не знаю,  а вот кто хорошо, а кто плохо работать будет — всегда сказать могу. Каждый раз перед выпуском  меня колхозные руководители спрашивают, кого можно сразу на трактор посадить. Я всегда уверенно называю три-четыре фамилии. Ни разу не ошибся.

— Как училище следит за судьбой своих воспитанников? — это вопрос директору, заслуженному учителю профтехобразования РСФСР Павлу Петровичу Корниенко.

— По положению, мы в течение двух лет после выпуска обязаны наблюдать за своими учениками. И не только наблюдать, но и активно вмешиваться в их судьбу. Контролировать трудоустройство, следить, чтобы на первых порах им не завышали нормы выработки — молодому человеку надо привыкнуть к рабочему ритму,— требуем, чтобы наших выпускников закрепляли за наставниками, опытными механизаторами...

Мы посылаем наших мастеров в колхозы проверять бытовые условия, в которых живут бывшие ученики. Что греха таить, не всегда эти условия идеальные...

Снова я стою позади директора на утренней линейке, снова всматриваюсь в лица ребят. Кто из них продолжит список славных выпускников Ленинградского ПТУ, кто будет девятнадцатым, двадцать пятым, тридцать вторым Героем Социалистического Труда, выращенным в этих стенах? Передо мной ребята как ребята, никто особой печатью не отмечен. И кто из них будет кем — покажет время. Придется подождать.

Журнал Юность № 2 февраль 1975 г.

Литература

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge