Главная На пути к закату
На пути к закату Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
03.06.2015 11:31

Прошло два года.

Амундсен не оставил своего намерения побывать на Северном полюсе.

Он готовился. Но «Фрам» уже казался ему мало пригодным для этой цели. Льды во время прежних плаваний изрядно потрепали его.

И тогда на смену «Фраму» появилось новое судно - «Мод» - большой и удобный, как дом, корабль.

Началась новая ледовая эпопея. «Мод» удачно прошла в Карское море и проследовала дальше к востоку вдоль побережья азиатского материка по так называемому Северо-Восточному проходу. Это очень трудный путь, всегда почти забитый льдами. Нужен большой опыт и знания морехода, чтобы успешно провести судно по этому проходу, даже при самых благоприятных условиях. Летом 1920 года «Мод» вышла к Берингову проливу.

Семнадцать лет назад Амундсен на яхте «Иоа» вышел в этот же пролив, но с другой стороны. Значит, круг замкнулся: великий полярник первый совершил кругосветное путешествие в арктических широтах. Это было новым подвигом.

Продолжать путешествие к Северному полюсу Амундсен посчитал преждевременным, поэтому «Мод» сделала остановку в Сиэтле.

«Нужен самолет, на нем удобнее всего будет полететь на полюс, - решает Амундсен. - Но где достать средства?»

Снова поездки по великим городам мира - лекции, доклады, напряженная литературная работа.

Увы, интерес к его сообщениям ослабел. Они уже не пользуются прежним успехом. Денег собрано мало.

И тут неожиданно представился счастливый случай. Богатый человек-летчик Эльсворт - предложил свою помощь по организации экспедиции и покупке самолетов.

Дальше все пошло как в сказке. Куплены первоклассные по тому времени самолеты «дорньеваль» - летающие лодки. Их огромное достоинство заключалось в том, что они могли садиться на воду, скользить по снегу и льду.

21 мая 1925 года экспедиция Амундсена вылетела на двух самолетах со Шпицбергена по направлению к Северному полюсу.

Сначала все шло хорошо. Полет проходил в различных условиях: то ярко сияло солнце и внизу все было видно, то самолеты пробивались сквозь плотную толщу облаков. Летели без посадки много часов подряд. Когда до Северного полюса осталось около трехсот километров, то есть примерно два часа полета, летчики доложили Амундсену, что израсходована половина горючего. Из-за перебоев в работе самолета Амундсен решил сделать вынужденную посадку.

Собственно, на этом и закончилась экспедиция к Северному полюсу на самолетах. После многих злоключений путешественники вернулись обратно.

Казалось бы, что после неудачного полета, едва не стоившего всем жизни, Амундсен должен был умерить свой пыл и тягу к рискованным походам.

Однако не тут-то было. У него появилась новая идея - совершить полет к Северному полюсу на... дирижабле.

Опять помог случай. Узнав, что итальянское правительство продает дирижабль, Амундсен при денежной помощи того же Эльсворта приобретает его. На оболочке дирижабля появляется огромная надпись: «Норге» - Норвегия.

Пожалуй, день 11 мая 1926 года вошел в историю авиации как один из наиболее примечательных. «Норге» полетел на Северный полюс, после десяти часов полета достиг его и стал делать над ним большие круги.

Вся местность хорошо просматривалась, однако ничего примечательного не было. Внизу расстилалась бесконечная однообразная ледяная пустыня. Местами во льду виднелись трещины, где прожилками проступала вода.

Над точкой полюса сбросили норвежские флаги и кожаный пакет с пергаментом, на котором было написано, что 11 мая 1926 года Амундсен и его спутники на дирижабле «Норге» достигли Северного полюса и летали над ним.

Обратно возвращались долго, путаным путем, потому что почти повсюду была очень плохая погода - дули сильные ветры, шел снег, море окутывала завеса сплошного тумана. Шли над Охотским морем, видели берега Сибири. Повернув на восток, достигли берега Аляски, где приземлились у селения Теллер, расположенного в ста пятидесяти километрах севернее города Ном. Полет длился 75 часов.

Первым на сушу сошел Амундсен. Жители узнали его, горячо приветствовали, всех участников поздравляли с победой, с благополучным возвращением.

Хорошо и радостно было на душе у великого путешественника - сбылась и эта давняя его мечта.

Он исполнил все, к чему стремился с юных лет, - побывал на полюсах, первым проследовал через Северо - Западный проход, преодолел трудный Северо - Восточный проход и тем самым замкнул кольцо своего кругосветного путешествия. В общем, сделал столько, что всего этого хватило бы на жизнь нескольких полярных исследователей. По значимости и масштабам каждое из этих свершений было подвигом во славу науки и всего человечества.

Ему более ничего не нужно: добился всеобщего признания, его имя известно всему свету и окружено ореолом мировой славы.

Теперь можно уйти на покой. Заканчивая свою работу над автобиографической книгой «Моя жизнь», Амундсен писал: «Я хочу сознаться читателю, что отныне считаю свою карьеру исследователя законченной.

Мне было дано выполнить то, к чему я себя предназначал».

В ту пору Амундсену шел пятьдесят шестой год. Трудная, полная опасностей жизнь наложила свою печать на его суровое и волевое лицо, избороздив его глубокими морщинами.

Амундсен поселился в родном городе и в спокойной обстановке занялся научной обработкой собранных материалов. Казалось, ничто не предвещало грядущей беды, но она неотвратимо приближалась...

Не прошло и двух лет после достижения Амундсеном Северного полюса, как туда весной 1928 года полетел итальянский дирижабль «Италия». Экспедицию возглавлял итальянский дирижаблестроитель и полярный исследователь Умберто Нобиле.

«Италия» благополучно достигла полюса, покружилась над ним около двух часов, но на обратном пути попала в очень тяжелые погодные условия. Началось сильное обледенение дирижабля, и он потерпел аварию.

На сигналы бедствия к месту, где произошло несчастье, устремились все, кто был поблизости от того района. Всего в спасательных операциях участвовало восемнадцать кораблей и двадцать два самолета. Направились туда и наши ледоколы «Красин», «Малыгин» и «Седов».

«Красину» удалось спасти оставшихся в живых участников экспедиции с «Италии».

Весь мир, затаив дыхание следил за ходом спасательных работ. В числе остро переживавших случившееся был и Руал Амундсен.
Однажды его вызвали к телефону.

- С вами говорит министр. Вы - очень опытный полярник. Срочно нужна ваша помощь. Прошу принять участие в спасении погибающих.

Вечером 19 июля 1928 года гидросамолет «Латам» с Амундсеном на борту вылетел из порта Тромсё, взяв курс на Шпицберген.

Была очень плохая ненастная погода, дул сильный ветер, поверхность океана дыбилась высокими волнами.

Береговые станции в течение двух часов держали регулярную связь с самолетом. Потом она вдруг оборвалась.

Миновали сутки, другие. О самолете ничего не было известно. Ни на Медвежьих островах, над которыми он должен был пролететь, ни на Шпицбергене о судьбе самолета ничего не знали.

Прошло две недели, а о пропавших никаких известий не поступало. Может быть, Амундсен и его спутники погибли, спеша на помощь экспедиции Нобиле? Оптимисты не верили в это: «Пока у Амундсена есть хотя бы коробка спичек в кармане, он не пропадет», - говорили они.

Но Амундсен и те, кто были вместе с ним, так и не появились и не были найдены, несмотря на организованные тщательные поиски. Лишь спустя около пяти лет, рыбаки выловили в море части самолета «Латам». Это было все, что осталось от странно исчезнувшей экспедиции.

14 декабря 1928 года, когда убедились в гибели Амундсена и летчика Гильбо, все граждане Норвегии почтили память погибших двухминутным молчанием.

На траурном собрании Нансен говорил: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований как человек, выросший из сокровенных глубин своего народа...»

Так трагически оборвалась жизнь замечательного человека, великого полярника, путешественника, исследователя. Вся его жизнь, полная труда, горения и опасностей, была подвигом, свершенным во имя процветания науки, во имя прогресса человечества.

Л. Муранов

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge