Главная Как относиться к западной моде
Как относиться к западной моде Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
13.12.2015 17:17

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо ясно представить себе, что именно следует считать «западной модой». Во многих странах Запада одеваются по-разному и одежда разных слоев общества резко различна. Чаще всего в слова «западная мода» мы вкладываем определенный смысл, называя так все чуждое нам, вычурное, экстравагантное в одежде. Но многие понимают это по-своему: одни усматривают «западничество» в нелепом кривляний стиляг, другие склонны окрестить этим именем все новое и современное в нашей одежде, защищая добротные широкие штаны и тяжелые, как дом, драповые мужские пальто длиною чуть ли не до щиколотки, будто бы характерные для нашей моды. Последнее мнение легко опровергнуть, открыв иностранные модные журналы тридцатилетней давности. Там мы встретим и широкие брюки, длиннополые пальто. Следовательно, их нельзя считать отличительной особенностью нашей одежды, как нельзя все современное и по-настоящему удобное считать плохим только потому, что подобные вещи носит народ других стран.

Попробуем разобрать коротко, как складывается современная мода на Западе, в какой мере ее проникновение к нам может являться действительно вредным влиянием.

Среди крупных модных фирм капиталистических стран наиболее общеизвестны парижские дома «От кутюр». Два раза в год, весной и осенью, они выпускают коллекции моделей одежды, которые бывают подготовлены в строжайшем секрете. В торжественный день премьеры каждая фирма рассчитывает ошеломить своих клиентов невиданным полетом фантазии, утонченным шиком и экстравагантностью новых моделей, завоевать наибольшее количество заказчиков. Фирмы преследуют исключительно коммерческие цели: эти коллекции никогда не показываются народу, первыми приглашенными и желанными гостями бывают крупные заокеанские купцы, а уже затем плеяда
частных клиентов из высокопоставленных особ Франции и других стран. Условие посещение показа - обязательная покупка моделей, цены которых баснословно дороги. Слова: «удобно», «полезно», «нужно»- никак не могут быть применимы к этим изысканным образцам великолепной «бесполезности». В коллекциях, которые мне приходилось видеть, была одежда «для спорта» - блузы из натуральной кожи с огромным декольте; «для долга» - узкие брючки из атласа, целиком расшитые крупными сверкающими камнями; «для вечера» - юбки из каракульчи или шифоновые блузы на меховом чехле. Конечно, в коллекции бывают менее «необычные» платья и костюмы, но именно эти модели как раз и выражают основную направленность показа, который включает только нарядную женскую одежду из натурального шелка, шерсти и драгоценных мехов.

Само собой разумеется, что фактическими владельцами этих фабрик роскоши являются не модельеры и даже зачастую не глава фирмы, а крупные фабриканты и магнаты, финансирующие эти предприятия. Однако в современных условиях эти фирмы уже нельзя назвать процветающими, как это было, например, в начале нашего века. Прибыли непрерывно уменьшаются: сокращается клиентура. Кризис «высокой моды» признает буржуазная пресса. Неоднократно писали об этом французские журналы, а в ноябре 1961 года итальянский журнал «Белецца» провел для своих читателей на эту тему анкету, в которой вопросы были обращены к крупным итальянским модельерам. Главным вопросом был следующий: «Замечаете ли вы признаки морального кризиса среди создателей моды, и чем он, по-вашему, вызван?»

Вот краткие выдержки из ответов двух видных модельеров: первый - «Кризис существует, и это главным образом кризис идей: раньше мода менялась через 5 или 6 лет, а теперь она меняется уже через несколько месяцев. При таких быстрых темпах моды вряд ли может остаться что-нибудь прочное».

Второй - «По-моему, кризис моды является порождением времени, в которое мы живем: поездки в самолетах... потребности работающей женщины, вождение автомобиля - все это предписывает простоту. Теперь невозможен полет фантазии, творчество ради творчества».

Последняя фраза очень ясно выражает настроение модельеров высокого класса капиталистических стран, все они понимают, что время, сама жизнь и массы этих стран требуют реальной, практичной моды. Несколько лет назад один из французских журналов писал о том, что мода настолько быстро меняется, что женщины не признают ее и носят джемпера и юбки.

В связи с этим почти все фирмы, чтобы сохранить свое существование, принимаются создавать наряду с основными коллекциями более массовые модели - «бутик» - для продажи в магазинах. Эти вещи отличаются более умеренным «шиком», а порой выглядят вполне жизненными, хотя их цена все же превышает массовую продажу. Серьезным конкурентом этих коллекций «бутик» являются в Париже многочисленные фирмы массового пошива, мелкие, но объединенные в ассоциации и союзы. Они продают свои модели предприятиям и ателье, поставляющим свою продукцию в магазины. Естественно, что здесь модельеры вынуждены считаться с потребностями массового покупателя: рабочих, служащих, жителей окраин и провинции. Это практичные, простые, реальные вещи, в которые и одевается основная масса - народ капиталистических стран.

В чертах этой реальной моды мы находим много общего с нашим пониманием современных требований к одежде. Имея общую основу, современная, или, как принято ее называть, «европейская одежда», в рамках массовой практичной моды развивается по сходному пути даже в странах с различным общественным и политическим укладом.

Еще теснее переплетаются сейчас пути движения моды социалистических стран. Эта мода уже не является для нас «зарубежной».

Ежегодно в течение полутора десятков лет проводятся международные конгрессы моды стран социализма. Модели для показа на этих конгрессах готовятся по единой тематике, в их разработке учитываются реальные потребности народов. Обмен опытом и вся работа в период этих встреч бывает направлена к общей цели: повышению культуры одежды самых широких слоев населения наших стран. Вместе с тем здесь бережно сохраняется и специфика, присущая национальным требованиями вкусам каждой страны.

Общая цель и единая направленность в развитии моды не приводят к обезличке, а лишь помогают найти правильные пути удовлетворения потребностей народа в современной и красивой одежде.

Здесь нам хотелось бы сделать первый вывод: нельзя смешивать в определении «западная мода» все, что происходит в этой области за пределами нашей страны. Из этого вытекает и второе - в западной моде существуют как бы две моды: мода буржуазная и массовая, практичная мода. Это положение является вполне закономерным, если считать моду одной из форм культуры общества.

Неверным было бы отрицать изучение зарубежного опыта в области моды. Нельзя замыкаться в рамках только своего опыта, отрицая все лучшее, что достигнуто за рубежом. Не только мода социалистических стран, но многолетние традиции в области развития форм и производства одежды таких стран, как США, Италия, Франция, заслуживают большого внимания и изучения. Но это изучение не должно привести к умению «лучше скопировать», следует научиться мастерству, чтобы лучше работать над созданием своего стиля в одежде, моды, созвучной нашей эпохе и требованиям нашего народа.

Разумная оценка и понимание течений зарубежной моды помогут избежать двух прямо противоположных, но одинаково ошибочных тенденций: полного отрицания зарубежного опыта, с одной стороны, и слепого копирования буржуазной моды, с другой.

Мы с удовольствием носим изделия массового производства Англии и Франции, плащи, выполненные по итальянским образцам: это простые и практичные вещи, предназначенные для народа.

Но у нас есть категория людей, стремящихся перетащить в нашу действительность моду, предназначенную для салонов парижской знати или интимных домашних вечеров горсточки праздных аристократов. Этого могут желать или люди чуждой нам идеологии, или те, кто не понимает, что для красоты одежды необходимо стилевое единство ее ансамбля с образом человека, его манерами и с окружающей обстановкой, что костюм является в большой мере выражением идеологии общества.

Сказанное относится не только к группе молодежи, которая получила у нас кличку «стиляги». Их внешний облик зачастую бывает связан с ограниченным умственным кругозором и неустойчивым моральным обликом. В этом смысле их одежда вполне соответствует внутреннему содержанию. Такой молодежи незачем советовать одеваться иначе, ее надо прежде всего перевоспитывать, и остальное придет само собой. Мы же имеем в виду также довольно большую прослойку людей, чаще женщин, вполне культурных, приобщившихся к искусству или литературе, что не мешает им считать, будто одеваться они должны только «во все заграничное», по самым последним парижским журналам мод.

Между тем самая изысканная и рафинированная модель «От кутюр», надетая на нашу женщину и перенесенная в нашу действительность, выглядит нелепой и абсурдной. Если же принять во внимание, что это обычно бывает не лучший образец, выполненный не лучшим мастером, то можно себе представить, как выглядят эти ревнители «зарубежной моды». Их вид обычно вызывает недоумение и справедливый гнев публики.

«Парижский вкус» вошел в поговорку. И действительно, одежда простых парижанок поражает простотой, безыскусственностью, полным отсутствием преклонения перед «криком моды». Они умеют одеваться, умеют быть элегантными в самом скромном туалете и спокойно проходят мимо калейдоскопа быстро проходящих причудливых предложений, наполняющих многочисленные модные журналы.

Совершенно очевидно, что если так называемую «высокую моду» не приемлет даже население этих стран, а сами создатели понимают ее нереальность и упадок, тем более ее предложения не подходят для нас. Вычурные, искусственно выдуманные формы, зачастую сознательно искажающие естественные пропорции фигуры, выглядят особенно странно на фоне нашей действительности.

Патриотизм, чувство гордости по отношению к своей стране должны быть и в вопросах, касающихся нашей одежды. Мы ни в коем случае не подразумеваем здесь формулу «хоть плохое и старомодное, но свое». Там, где еще не хватает мастерства,- можно и нужно изучать достижения других стран, не надо бояться и каких-то совпадений, сходства в одежде широких масс населения,- об этом мы уже говорили.

Но у нас есть уже большие достижения в этой области, признанные Западом, есть богатые народные традиции, которые дают возможность нашим художникам находить самостоятельные пути в решении современной одежды для нашего народа. Неоднократно мы демонстрировали свои модели в различных странах мира: Австрии, ОАР, Бразилии, Норвегии, Франции, Англии и других. Мне пришлось быть свидетелем успеха наших моделей на Советской торгово-промышленной выставке в Лондоне в 1961 году. В многочисленных отзывах отмечалось их самостоятельное лицо, жизненность, практичность и одновременно решение законченного художественного образа каждой модели.

Восторженно принимались модели, выполненные в наших народных традициях. Мы убедились, что самостоятельность в области моды вызывает уважение, это расценивается как самая высокая похвала.

Наши неразумные поклонники «западной моды», выбирая свою одежду, удовлетворяют только свой собственный вкус, так как их внешний облик становится чуждым и нелепым в нашей действительности и встречается с полным равнодушием зарубежными зрителями,
После успешных показов советских моделей за рубежом целый ряд форм одежды, орнаментов и отдельных дополнений, как правило, получает распространение в моде этих стран и используется в своих коллекциях модельерами Запада.

Эстетика поведения 

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge