Главная На мытищинском заводе
На мытищинском заводе Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
24.06.2012 09:57

Читать предыдущую часть

Д. Ф. Панкратов, бывший директор Мытищинского вагоностроительного завода

И. И. Бобров, бывший главный инженер

Раздался протяжный паровозный гудок. Лязгнули буфера. Чуть покачиваясь на стыках, вагоны убыстряли ход. Ушел на восток последний эшелон. Холодный октябрьский ветер гонял по двору обрывки бумаги, стружку, тоскливо завывал в пустующих корпусах. Напряженная, гнетущая тишина. Прекратилось биение пульса огромного завода, где трудились тысячи людей. Время от времени доносилось эхо артиллерийских выстрелов, где-то недалеко полыхало пламя пожара...

На заводе осталось всего несколько человек. Утром мы собрались. На лице каждого написано: «Что делать, чем помочь фронту?» Лица людей - строгие, сосредоточенные. Как всегда, спокоен Сергей Николаевич Марков, отдавший десятки лет родному заводу. Так же, как всегда, полон энергии, творческого горения Михаил Андрианович Степанов. Это человек со светлой головой и золотыми руками. В исторические дни октября 1917 г. он вместе с отрядом Красной гвардии Мытищинского вагоностроительного завода сражался на улицах Москвы за победу социалистической революции.

Совещались недолго. Приняли короткое, но твердое решение: завтра начинаем работать...

Что? Завтра работать? На чем? С кем? Ни людей, ни материалов, ни оборудования! Да! Все это мы учитывали. Мы были твердо убеждены, что медлить нельзя ни минуты! Враг в нескольких километрах от сердца нашей Родины. Можно ли сейчас сидеть сложа руки, чего-то выжидать?!

Распределили обязанности. С. Н. Маркову поручили руководить цехом, М. А. Степанову - доставать и монтировать оборудование. Через три дня секретаря Мытищинского горкома партии Н. Ф. Соловьева и исполнявшего обязанности директора вызвали к секретарю МК ВКП(б) Черноусову.

- Надо восстановить завод, - сказали нам.

Мы ответили, что это трудно сделать, так как у нас остались пустые корпуса.

- Знаем, что трудно, но надо. Решайте все на месте.

И мы принялись за дело. Прежде всего, решили собрать, где только можно, оборудование. По указанию секретаря горкома часть оборудования взяли в Лесотехническом институте, в Перловке, в силикатном техникуме, на Болшевском заводе. Узнав, что на железнодорожной станции Мытищи стоит готовый к отправке чей-то эшелон с оборудованием, мы обратились к секретарю горкома. Он поддержал нас, сказав:

- Везите оборудование на завод. Потом разберемся.

Бригада слесарей, возглавляемая М. А. Степановым, творила чудеса. Из Лесотехнического института вечером она привезла станки, ночью их установила, а утром они уже работали. В бывшем механическом корпусе осталось 14 станков школы ФЗО. Михаил Андрианович созвал нескольких оставшихся ремонтных слесарей и организовал с ними сборку станков. Через три дня их пустили. Разобрали пол, просверлили железные балки, установили на них моторы и подключили ток.

Но сразу же встал вопрос: как быть с литьем? Без этого невозможно наладить производство. Снова выручила творческая смекалка Степанова.

Михаил Андрианович нашел разбитую воздуходувку и быстро установил ее.

А вот как он пустил в ход тысячетонный пресс, до сих пор вызывает изумление. Дело в том, что пресс был неисправен. Степанов нашел подходящую болванку, кое-как, грубо обработал ее. Раму сделал из швеллеров. Совместно с К. И. Меером, опытным энергетиком, он за две недели, без всяких схем и чертежей оборудовал гидравлику и насос. И мощный, тысячетонный пресс, чуть ли не единственный в Подмосковье, вступил в строй.

На старых, заброшенных складах, вдоль линии железной дороги, на свалке - всюду искали и собирали оборудование и в невиданно короткие сроки пускали его в дело.

Изумительную энергию и исключительные организаторские способности проявил Сергей Николаевич Марков. Сутками он не выходил из механического корпуса, устанавливая оборудование. Две девушки - бывшие табельщицы - набирали людей в цех. Этот импровизированный отдел кадров размещался на ступеньках здания завкома и парткома. Через две недели после эвакуации завода в механическом корпусе насчитывалось уже 460 рабочих, а вскоре прибавилось еще 200. За один день «отдел кадров» оформил на завод 900, а за неделю - 3500 человек. Мы выдали людям денег и по килограмму патоки...

Сергей Николаевич ходил по квартирам старых кадровых инструментальщиков и приглашал их на завод. Надо было наладить инструментальное производство. И такие умельцы, как Николай Петрович Шлюгин, Сергей Николаевич Щекатуров, Иван Иванович Емельянов, крепко выручили тогда завод. Вскоре на наш завод за метчиками и другим инструментом приезжали со многих предприятий Подмосковья.

Установили оборудование. Организовали литье. Наладили производство инструмента. Но как быть без топлива? Этот вопрос волновал всех и требовал срочного, неотложного решения. Угля не было, и получить его не представлялось возможным. В районе имелись залежи торфа.

Они находились в нескольких километрах от завода. Как организовать его доставку? Секретарь горкома решил посоветоваться с заводскими работниками. Михаил Андрианович Степанов сказал:

- Николай Федорович! Давайте колею, а мотовоз и вагончики - за мной. Сказал, что сделаю, значит, будет.

Строительство узкоколейной дороги возглавил городской комитет партии. Над прокладкой трассы трудился весь Мытищинский район. А пока километр за километром протягивалась стальные нити рельсов, Михаил Андрианович готовил подвижной состав. Найдя автомобильный мотор, он приспособил его для устройства примитивного мотовоза. Сделал простейшие вагончики.

И скоро тонны ценнейшего топлива состав за составом потянулись к котельной завода.

Казалось, все. Завод восстановлен, может выпускать продукцию. Но тут же возник новый, не менее сложный вопрос: где получать заказы?

И снова выручила местная инициатива - работать на войну...

Переделали несколько станков, запустили вагранку чугунного литья и начали отливать в день тысячи противотанковых гранат. За месяц с небольшим мы сделали несколько тысяч гранат. У нас их обрабатывали, а на соседнем заводе заряжали и «горяченькими» отправляли на фронт. Душой и этого дела был М. А. Степанов.

Вскоре главный инженер завода И. И. Бобров привез из Москвы первый заказ - отливать бронеколпаки. Мы отлили 18 штук из сталистого чугуна, по 4,5 тонны каждый. Их срочно отправили на оборонительные рубежи, где наша продукция получила исключительно высокую оценку. Колпаки не боялись ни пуль, ни 45-миллиметровых снарядов.

К началу контрнаступления Красной Армии под Москвой завод изготовил огромное количество броневых плит для минометов, а также снарядов для минометов. Затем начали собирать зенитные бронепоезда для частей, охранявших подступы к столице. Один бронепоезд под командованием Зенченко прорвался в тыл противника и причинил фашистским захватчикам огромный урон. Скоро части Красной Армии стали получать с нашего завода и другую военную продукцию.

На территории завода одно время расположился один из кавалерийских полков прославленного генерала Доватора. Рабочие решили помочь бойцам. Они быстро научились делать подковы и ковать лошадей.

Фронт находился недалеко от завода, и тысячи людей по зову родной партии самоотверженно трудились день и ночь, готовя оружие, боеприпасы. Окна были наглухо занавешены, и в холодных корпусах станки не останавливались буквально сутками. Бригады Петра и Николая Вареновых, Николая Филиппова показывали чудеса трудового героизма. В невероятно трудных условиях работали сварщицы. Холод и ледяная броня сковывали все тело. Сварщицы Екатерина Дмитриевна Стусь, Мария Андреевна Новичкова, Матрена Алексеевна Крылова, Анна Григорьевна Марфина работали по 18 часов. Каждые 40 минут мы их посылали немного обогреться. Не раз приходилось растирать их оконченевшие руки и ноги спиртом. А когда, бывало, спрашивали их:

- Ну как, товарищи, трудно? - Они отвечали:

- А там, под пулями и снарядами, легко? - И еще жарче, самоотверженнее кипела работа в их руках.

Война до неузнаваемости переделывала людей. Иван Афиногенович Ерастов раньше любил выпить. До войны его даже увольняли за это. А с первых дней войны человека будто подменили. Он без всяких помощников, один руководил в механическом цехе 80 слесарями и отлично справлялся с делом.

В дни тяжелых испытаний рабочие с особой непримиримостью относились к отдельным нытикам и маловерам, пасовавшим перед трудностями военного времени. Как-то С. Н. Марков пришел в цех и удивился: непривычно тихо, не шумят станки.

- В чем дело? - спросил он. - Срочно вызвать ко мне монтера Мартова.

И вот стоит перед ним человек, боявшийся смотреть начальнику цеха в глаза.

- Почему моторы не пущены?

- А чего их пускать. Все равно немцы скоро придут...

Марков приказал немедленно уволить труса и паникера. Мартов приходил потом не раз, просился на завод. Но теперь уже рабочие единодушно заявили: «Не место ему среди нас».

...До завода все отчетливее долетал с фронта грохот канонады. Между тем тысячи людей продолжали непоколебимо стоять на посту, отдавая все свои силы делу разгрома лютого врага. По зову городского комитета партии тысячи женщин выходили после рабочего дня на устройство противотанковых препятствий.

Поистине в баснословно короткие сроки в старых стенах вырос и начал давать продукцию новый завод. Старыми здесь были лишь название да славные революционные традиции, которыми законно гордятся мытищинцы. Мы даже не подозревали, что 1 января 1942 г. у нас на текущем счету значилось 4,5 миллиона рублей прибыли...

Нельзя не вспомнить такой эпизод. Ночью на завод позвонили из министерства, которое находилось в эвакуации. Попросили к телефону дежурного и спросили, что слышно в Мытищах. Дежурный но заводу сказал, ЧТО пущен новый завод, который уже дает продукцию. Из министерства заметили, что время для шуток мы выбрали неподходящее...

- Но мы не шутим, - сказал дежурный, - приезжайте и убедитесь.

Через день с Урала прилетел представитель министерства и воочию убедился, на что способны советские люди, движимые горячей любовью к матери Родине.

В комитете комсомола нашего завода хранится альбом, отображающий трудовую доблесть молодежи в дни войны. Нельзя без волнения читать короткие записи, смотреть фотографии, документы, повествующие о славных трудовых подвигах молодежи.

...27 комсомольско-молодежных бригад помогали монтировать оборудование на заводе, чтобы быстрее давать фронту боевую технику. 88 комсомольско-молодежных бригад трудятся под девизом «Все для фронта, все для победы!». Гремит слава о комсомольско-молодежной бригаде Панферова. На 259 процентов выполняла дневное задание бригада Лучникова, на 260-300 процентов- бригады Новикова, Ермолаева, Легкова.

Комсомольская организация бросает клич: «Каждый килограмм металла нужен Родине, чтобы разить врага. Металлолом нужен заводам для переработки его в грозное оружие!»-и сотни комсомольцев и молодежи идут на субботники по сбору металлолома. В 1942-1943 гг. они провели 32 субботника, собрали и отгрузили 200 железнодорожных платформ металла. В октябре 1942 г. они построили сверх плана бронепоезд «Комсомолец», укомплектовали его добровольцами коммунистами и комсомольцами и 2 ноября 1942 г. отправили на фронт.

...С каждым днем наращивались мощности завода, все больше и больше боевой техники фронту давали мытищинские машиностроители. За образцовое и самоотверженное выполнение заданий для фронта коллективу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Впоследствии завод удостаивается высокой награды - ордена Отечественной войны первой степени.

Более двух десятилетий прошло со времени разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Победоносно завершилась Великая Отечественная война. Наш народ вернулся к мирному -созидательному труду. А какие разительные перемены произошли в жизни завода и города! Выросли просторные, светлые корпуса, оснащенные новейшим оборудованием. Далеко за пределами Москвы и области известна мирная продукция завода. Автосамосвалы и полуприцепы, собранные мытищинцами, можно встретить на крупнейших стройках семилетки, на просторах целинных земель, строительстве жилых домов, школ и больниц. До 50 тысяч автосамосвалов в год дает народному хозяйству завод.

Мытищинцы законно гордятся тем, что поставляют подвижной состав для метрополитенов страны. Голубые комфортабельные экспрессы с маркой Мытищинского завода курсируют на подземных магистралях Москвы, Ленинграда, Киева. Непрерывно увеличивается выпуск вагонов, от серии к серии они совершенствуются.

В трех километрах от завода, в Новых Мытищах, там, где еще совсем недавно простирался огромный пустырь, растет замечательный город.

Построены кварталы многоэтажных, благоустроенных домов, с водопроводом, канализацией, горячей водой, газом. Здесь проживают тысячи машиностроителей. К их услугам - магазины, школы, библиотеки, столовые, поликлиника, почтовые отделения, парк.

Но самая большая гордость завода - это его люди. Бывшая сварщица Матрена Алексеевна Крылова стала наладчицей. Ей присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Мастером компрессорной работает М. А. Степанов - один из лучших рационализаторов завода.

Мастером отдела технического контроля выдвинута знатная сварщица коммунистка Мария Андреевна Новичкова. Всей стране известно имя талантливого изобретателя Филиппа Платоновича Соскова, вторично избранного депутатом Верховного Совета РСФСР.

...В дни майских и октябрьских торжеств выходят «а праздничную демонстрацию тысячи мытищинских машиностроителей. И как священную реликвию, как символ беззаветной верности партии, народу, Родине, несут они знамя Государственного комитета обороны, переданное на вечное хранение Мытищинскому заводу.

Продолжение читать здесь

За Москву, за Родину!

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge