Главная Что значит «модно»?
Что значит „модно"? Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
13.12.2015 15:57

Слово «модный», как известно, относится не к одной одежде, но и к другим предметам нашего быта и многим произведениям декоративно-прикладного искусства.

«Модно» - значит, это нравится большинству и кажется потому наиболее привлекательным. Кроме того, «модно» - значит, современно, типично для данного времени. Формы одежды и предметов быта постепенно изменяются, оставаясь всегда созвучными окружающей обстановке и требованиям жизни. Эти изменения бывают обусловлены состоянием промышленности и экономики, связаны с экономическим, политическим и бытовым укладом общества, с окружающей предметной средой.

Несмотря на очевидную логичность этого процесса, приходится иногда встречаться с противниками моды в одежде. Они так и говорят: «В нашей стране мода не нужна, нужна только Удобная, практичная одежда». Кроме удобства и практичности есть и другая сторона, неразрывно связанная с первой, - эстетика одежды. Красивой, эстетичной выглядит в данное время та одежда, которая возникла именно сейчас, на фоне современной обстановки, и подходит современному человеку.

В Англии существуют учебные заведения, в которых воспитанницы носят своеобразную форму. Она сшита, видимо, в традициях того времени, когда школа была основана. Даже на фоне очень разношерстно одетой толпы на улицах Лондона 1961 года резко выделялись отдельные группы этих девушек. На них были надеты длинные черные, затянутые «в рюмочку» пальто и завязанные лентами под подбородком черные соломенные шляпки, к которым удивительно подходит слово «старомодные». Мы не хотим здесь осуждать традиции или законы другой страны. Этот пример лишь показывает, что механическая остановка движения моды в одежде привела бы к резкому несоответствию внешнего облика человека современному окружению.

Характер внешности людей всегда в той или иной мере соответствует всему стилю данной эпохи, ее архитектуре, связан с развитием прикладного искусства.

В залах Кремлевского Дворца съездов или вестибюлях московской гостиницы «Юность»,, естественно, хочется видеть людей, одетых соответственно современному пониманию красоты. С чистыми и ясными пропорциями, конструкцией и цветовым решением этих интерьеров будет диссонировать облик женщины, украсившей себя платьем вычурного фасона из набивного панбархата, или мужчины, одетого в синий бостоновый костюм с широкими брюками и в ярко-рыжие ботинки! Эти туалеты сразу заставляют вспомнить тяжелые архитектурные формы и аляповатые «завитушки» эпохи украшательства. Женщины и мужчины, одетые в современные легкие и простые платья и костюмы, гармонично решенные в цвете, вероятно, сольются воедино о окружающей их обстановкой. И если мы принимаем эти интерьеры, как отвечающие нашим требованиям вкуса, мы должны принять и современный «модный» костюм.

Яснее всего изменения моды отражаются в костюме, но, если взять большой промежуток времени, например лет двадцать, можно отметить разницу в прическе, гриме и даже манере держаться, то есть во всем внешнем облике.

Возьмем для сравнения 1940-е и 1960-е годы.

Облик женской фигуры 40-х годов кажется сейчас немного грубоватым и одновременно наивным. Он как бы приближен к своеобразной графической схеме, очень сухой и четкой. Эта схема делала всех женщин похожими друг на друга, выглядеть модной было весьма несложно. Для силуэта того времени характерно, что ноги плотно стояли на земле в туфлях на толстой подошве с круглым носком. Отсюда - размашистая походка, юбки чаще широкие, в складку, как для подростка. И, наконец, плечи - прямые, так сказать, «мужественные».

Внешний вид одежды усложнялся обычно отделкой строчками, оставшимися от 30-х годов.

В 60-е годы одежда как будто стала проще: силуэт ее приблизился к естественным контурам фигуры, исчезли искусственные прокладки из ваты, излишняя мелкая разработка деталей, декоративизм. В то же время покрой одежды, ее форма, подбор ансамбля значительно усложнились. Появилось много неуловимых для глаза особенностей в покрое и пропорциях, которые характеризуют современный костюм. В моде последних лет всегда присутствует не один, а несколько силуэтов, отличных друг от друга, хотя и объединенных основными общими чертами. Исчез стандарт, появилось стремление к выражению индивидуальности.

Посмотрим, что изменилось в общем облике женской фигуры. Более короткая прическа, иногда довольно пышная, изменила весь контур головы; большее значение приобретает линия шеи и овал лица. Отчасти в связи с этим утвердились декольте, которые в моде тех лет казались совершенно недопустимыми.

Плечи естественны, но не подчеркнуто покатые; юбки, или узкие, или расширенные внизу, обрисовывают гибкую линию фигуры и подчеркивают «легкие» ноги в туфлях с острыми носками на тонком каблучке. Вся фигура легка и подвижна, в ней больше женственности и грации. Женщина сейчас должна обладать большим вкусом и чутьем, лучше уметь держаться, уметь носить свой костюм, чтобы хорошо в нем выглядеть. Теперешний ее облик нам кажется, более естественным и одновременно содержательным, в нем сильнее выражены черты внутреннего, духовного мира и внутренней культуры человека. Это связано с тем, что в нашем обществе уделяется все больше внимания индивидуальности, формированию внутреннего морального облика человека, проявляется постоянная забота о его личных, бытовых и культурных нуждах.

Мы видим на этом небольшом примере, насколько кардинально изменился внешний облик за промежуток времени в двадцать лет.

Изменения эти происходили постепенно. Сейчас наша одежда в основном соответствует эстетическим запросам современного человека, ее характер и пропорции, которые обычно удерживаются в моде несколько лет, отвечают легким, воздушным линиям и конструкциям новой архитектуры, динамическому силуэту зданий и современного транспорта.

Как здесь разграничить, где кончается мода и начинается современный стиль, который в каждую эпоху находит выражение в облике человека, как и во всех окружающих его предметах?

В процессе изменений моды происходит постоянный отбор элементов, форм, цветов, пропорций; одни быстро отмирают, не принятые временем и людьми, другие, более рациональные, утверждаются и совершенствуются, внося вклад в формирование стиля данной эпохи. В этом положительная роль моды. Но не менее важно ее значение в формировании внешнего облика народа и общества в целом в странах, где парод одевается в европейскую одежду. В данный отрезок времени распространение модных силуэтов и форм как бы объединяет людей, создает внешнее единство при всем многообразии образов и характеров. Можно говорить о едином облике улицы, города, о соответствии внешнего облика населения современной окружающей обстановке.

Нам хотелось подчеркнуть, что мода, как явление закономерное и положительное, вносит свой вклад в стиль прикладного искусства и определение внешнего облика человека данной эпохи.

Но в ее рамках существует, как и во всяком искусстве, случайное, наносное, чуждое сущности этого явления и стиля. Это надо уметь различать не только для того, чтобы хорошо одеваться и пользоваться модой, но и расширять свой кругозор пониманием вопросов культуры одежды и задач прикладного искусства.

Чтобы оградить наш народ от случайностей и вульгаризации моды, в нашей стране работает большой коллектив художников-модельеров.

Они создают высокохудожественные образцы одежды в полном ансамбле с дополнениями. Эта одежда практичная, удобная, современная.

Однако массовое воспроизведение этих образцов часто не находится еще на высоком уровне, предметы одежды, из которых должен состоять ансамбль, не всегда подходят друг к другу. Пропаганда культуры одежды и хорошего вкуса хотя и ведется, но пока не охватывает широкие слои населения.

В связи с этим многие до сих пор не могут научиться отличать хорошее от дурного, истинно красивое от вульгарной подделки.

Говоря о современной моде, большинство людей не замечают ни ее логичности, ни гармонической связи изменений всех деталей ансамбля.

Обсуждается обычно изменение «фасона» платья в отрыве от остального, отсюда и происходят недоумения, возражения против таких-то туфель или таких-то причесок или просто неверное понимание моды. Возникают такие болезненные явления, как «стиляги», появляется стремление к подражанию случайным, невесть откуда появившимся, но броским формам. Появляется что-то вроде «ложной моды», которая приносит ощутимый вред, распространяя безвкусицу.

Люди неопытные быстрей всего улавливают в моде детали, не замечая их связи с основной формой, да и не воспринимая эту форму. Эти детали, которые считают основным признаком моды, копируют друг у друга, видоизменяют без всякого чувства меры и пропорций. В последние годы в пальто и платьях прямой формы для акцента заниженной талии предлагались пояса и хлястики. Они были неширокие, без какой-либо отделки, рекомендовались в небольшом количестве моделей и в основном высоким и стройным женщинам. После долго бытовавшей стянутой талии эту форму стали охотно носить. И тут появились «варианты». Улицы Москвы и других городов наводнили пальто с хлястиками, которые спускались все ниже и ниже и порой располагались почти на уровне колен. Ширина их достигла десяти-двенадцати сантиметров, на них появились блестящие пуговицы, одним словом, было сделано все, чтоб привлечь внимание зрителей именно к этой детали костюма и этой части фигуры. Общего увлечения не миновали и невысокие полные женщины, которым это особенно не идет.

Мы не против вариантов, когда они вносят разнообразие, не нарушая гармонии целого. Но в области моды необходимо бороться с безвкусицей, шаблоном и кустарщиной. Это ведь то же самое, что сделанная истинным мастером, народным умельцем глиняная ваза рядом с раскрашенным рыночным сосудом, на котором изображен пейзаж и позолочены ручки. Многие ошибки в использовании моды происходят от убежденности, что «модность» - основной показатель красоты одежды. Женщины и молодежь часто не учитывают при выборе костюма особенностей своей внешности и возраста, обстановки, для которой он предназначен. Между тем мы уже говорили, как важно считаться с этими особенностями, гармонично подбирать ансамбль и т. д. Ансамбль должен быть и модным, но это лишь одно из звеньев общей цепи.

Модность в одежде не должна навязчиво бросаться в глаза, а как бы «просвечивать» изнутри. Лучше, если ваш костюм захочется определить на первый взгляд не словом «модный», а словом «красивый», хотя в нем учтена и мода. Дело в том, что всякая утрировка, потеря чувства меры граничит с дурным вкусом.

Подчеркнутые, утрированные модные формы вступают в противоречие с остальными компонентами, образ человека превращается в шарж на самого себя. Правильное понимание и использование моды имеет специальное значение, так как оказывает влияние на внешний облик нашего общества.

Эстетика поведения

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge