Главная Страна в сердце Азии
Страна в сердце Азии Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
01.06.2015 11:40

Люди, никогда не бывавшие в Монголии, обычно представляют ее себе как бескрайнюю ровную степь, где пасутся тысячные стада овец, лошадей, верблюдов, а среди них лихо гарцуют ловкие наездники-монголы. Именно так выглядит на многих картинах, гравюрах, фотографиях страна Монголия.

Конечно, это довольно типичный для нее пейзаж, однако вовсе не единственный. На западе и севере страны возвышаются хребты Монгольского Алтая и Хангая, а на юге уже не степь, а самая настоящая пустыня Гоби. Это почти безводные пески, здесь мало корма для скота, часты песчаные бури, поэтому и человек и животные встречаются здесь редко. Есть в Монголии и таежные районы - это северные склоны Хангая, примыкающие к нашему Забайкалью, и Дархатская котловина, граничащая с нашей Тувой.

Есть богатые рыбой озера Хубсугул, Буир-Нур, Хара-Ус-Нур, могучие реки Орхон, Онон, Керулен, Селенга. Долины рек Онона и Керулена считаются прародиной монгольского народа. Сейчас в Монголии проживает 1 300 000 человек, а ее территория столь велика, что на ней могли бы разместиться Франция, Англия, Ирландия и Португалия, вместе взятые. Столица Монгольской Народной Республики, которая в 1974 году отмечает свое 50-летие, - город Улан-Батор, что в переводе означает «Красный богатырь».

Кто такие кочевники?

Ученые и путешественники XVIII-XIX и начала XX веков, говоря о монголах, называли их кочевниками, или номадами. Это одно и то же, только «номады» - слово, пришедшее к нам из греческого языка. Так называются люди, занимающиеся скотоводством и кочующие с места на место в поисках пастбищ для скота. До сих пор в мире около 20 000 000 человек примерно в тридцати странах Азии и Африки ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Многие сотни лет однообразно без перемен текла их жизнь. Средняя семья кочевника-монгола владела стадом от пятидесяти до ста голов скота, куда входили овцы, лошади, козы, коровы, верблюды. По мере того как это стадо съедало вокруг всю траву, семья делала перекочевку в поисках нового пастбища.

Обычно кочевала совместно группа родственных семей. Выбрав место поудобнее, устраивали очередную стоянку.

Жили монголы в юртах, да и сейчас многие еще живут в них. Такое жилище очень удобно для кочевников. Оно легко разбирается и переносится с места на место. Чтобы поставить его, нужно полтора - два часа. За столько же времени можно его разобрать, навьючить на двух-трех верблюдов и двинуться в дальний путь. Кочующим вместе восьми - десяти семьям нужен целый караван верблюдов.

Вот вещи упакованы и навьючены. Чего тут только нет. И разобранные юрты, и мебель - невысокие столики, табуреты, кровати, ящики для вещей. Иногда поверх ящиков и тюков можно увидеть крепко притороченную корзину, из которой выглядывает ребенок. Верблюд с такой ношей движется очень осторожно, словно понимая свою ответственность. Дети постарше путешествуют верхом.

Тридцать навьюченных верблюдов выстроились в одну линию. Они спокойны, неторопливы и величественны. Начальник каравана еще раз придирчиво проверяет готовность людей и животных к путешествию. Юный наездник берет в руки поводок от упряжки первого верблюда, и караван делает свой первый шаг... Кочевка началась. Сзади в клубах пыли, постоянно разбредаясь во все стороны в поисках травы, идет стадо. Слышно щелканье бича. Молодые пастухи подгоняют его, собирают в кучу, не дают разбредаться. Скотоводы-кочевники двигаются на новое место стоянки. Это обычная сцена из жизни старой Монголии.

На первый взгляд жизнь скотовода простая. Кочуй себе с места на место, пока скот ищет траву. На деле же это тяжелый повседневный труд, который требует от человека ловкости, наблюдательности, выносливости, мужества. Эти качества веками выковывались в монголах.

Монгол-кочевник умел прекрасно ориентироваться на местности, предсказывать погоду, определять направление ветра. Он отлично знал травы и водопои, умел управлять стадами, отарами, табунами в пургу, заносы, бурю, при длительных перегонах. Но эти его личные качества были бессильны перед засухами, гололедом, бескормицей, безводьем, снежными заносами, нападениями хищников, губивших скот. И ничего нельзя было изменить до тех пор, пока в Монголии не произошла революция. С нею вместе пришла новая жизнь, сделаны первые шаги к оседанию кочевников.

Люди, постоянно кочующие, не могут пользоваться достижениями современной техники, им намного труднее овладеть грамотой, ходить в школу, читать книги. Они не могут приобщиться к современной мировой культуре. Вот почему так важно, чтобы кочевники постепенно осели в каких-то постоянных поселках. Только тогда в их жизни возможны какие-то перемены. В этом отношении опыт Монгольской Народной Республики очень интересен.

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge