Главная Руал Амундсен: «Моя мечта – путешествовать»
Руал Амундсен: «Моя мечта – путешествовать» Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
03.06.2015 11:23

Руал  Амундсен родился 16 июля 1872 года в семье капитана, владельца судоверфи Вервен в норвежском городе Христиании (ныне Осло).

Он был последним ребенком в семье и не отличался здоровьем.

Врачи, как сговорившись, утверждали, что слабого ребенка следует беречь от простуды, от физических перенапряжений.

И мама все делала, чтобы мальчик развивался нормально. А жить было трудновато. Отец нескольких детей рано ушел из жизни, и вся забота о них легла на ее плечи. Много пришлось ей пережить, пока дети не стали самостоятельными. С ней остался только один - младший, Руал.

Очень хотелось ей, чтобы он стал доктором, как сосед, доктор Леви. Пациенты, гонорары, свой особняк, жизнь без нужды. Будет у нее на кого опереться в старости, будет кем гордиться.

Но этот упрямый мальчишка решил стать моряком, путешественником, таким, как сэр Джон Франклин. Как не может Руал понять, какая это беспокойная жизнь и сколько опасностей ждет впереди. До чего довела сэра Франклина его страсть к путешествиям? Ведь никому неизвестно, где он сложил свои кости вместе с товарищами. А каково матери? Одно неуемное горе и слезы.

Никакие уговоры на Руала не действуют. Затвердил одно и то же. Ходит на лыжах, совершает дальние походы, закаляется. Мальчишки даже дразнить стали - «Франклинишкой».

Но, с другой стороны, мама видит, как, буквально на глазах, хлипкий мальчонка превращается в физически хорошо развитого юношу.
«А может быть, Руал прав? Возможно, все идет к лучшему, - думает она, - мальчик хороший, цели у него благородные...»

В конце прошлого века вся Норвегия была возбуждена. Народ чествовал своего верного сына - Фритьофа Нансена, совершившего на корабле «Фрам» беспримерный поход в высокие широты. До этого Нансен уже прославился тем, что на лыжах пересек всю Гренландию.

Среди пламенных почитателей Нансена был и юный Руал Амундсен. Он прочел все, написанное этим путешественником, и решил бесповоротно посвятить себя морю, стать таким же, как Франклин, как Нансен.

Руал прекрасно представлял себе, что достичь этого очень трудно. Нужно готовить себя, много учиться. И он стал упорно работать над собой.

Годы становления

В 1894 году, оставив медицинский факультет университета, Руал Амундсен решил дальнейшую свою жизнь посвятить морю.

Как начать такую жизнь? Естественно, нужно плавать на каком-нибудь судне. Их много, сотни приходят и уходят из порта, сотни стоят у причалов.

Несколько дней ходил Руал, высматривая, какое судно понравится. Наконец решил, что самым подходящим будет «Магдалена». Все ходил, поглядывал, наконец решился:

- Ребята, куда собираетесь отплыть?

- На Шпицберген, за тюленями. А ты что, наниматься пришел? Давай, нам люди нужны, - сказали ему матросы, приводившие в порядок палубу. - Костюмчик только сменить придется.

- Я серьезно. Хочу с вами матросом, как и вы. К кому обратиться?

Разговор с капитаном был коротким.

- Хочешь в море? Где плавал?

- Нигде. Я учился в университете. Хочу пойти в матросы.

- Ого, студент, значит. Чего же ты сюда пришел? Работа матроса тяжелая, грязная, это - не книжки читать. Подумай, прежде чем окончательно решить.

- Я давно решил. Трудностей не боюсь, буду выполнять любую работу. Хочу стать моряком, выучиться морскому делу...

Что-то дрогнуло в сердце капитана. Когда-то и сам вот так стоял, просил взять в море. Лицо капитана потеплело.

- Ну, хорошо, потом не будь в обиде. Раз хочешь учиться морскому делу, возьму с удовольствием. Учись, старайся, если понадобится - помогу.

Спустя несколько дней «Магдалена», распустив паруса, вышла в море и направилась на север.

Так началась морская жизнь Руала Амундсена, «студента», как прозвали его матросы.

- Как ветерок, студент? Нравится? - спрашивали они его во время шторма.

- Хорош ветерок!

- Не жарко ли тебе, студент? - прокатывались они по его адресу в зимнюю стужу.

Руал старался изо всех сил. Аккуратно и быстро выполнял любую работу, прилежно нес вахту.

К концу путешествия, когда «Магдалена» вернулась с промысла, Руал стал заправским матросом. За свой хороший ровный характер, выносливость, готовность прийти на помощь он снискал уважение команды.

Расставание было коротким, но теплым.

Капитан спросил:

- Выучился ли морскому делу? Приходи снова, если задумаешь!

После «Магдалены» в течение последующих трех лет Руал плавал на многих парусниках - «Вальборге», «Оскаре», «Хюльде», «Роне», «Язоне». Он возмужал, окреп. С большой охотой шел туда, где можно было чему-нибудь научиться.

Однажды ранней весной среди бергенских моряков пронесся слух, что идет набор матросов на бельгийский корабль «Бельгику», готовящиися отправиться в плавание к магнитному полюсу. «Вот о чем я мечтал так долго, вот оно, настоящее дело. Такой случай упустить нельзя!..»

- Прошу принять на корабль штурманом. Ваше доверие оправдаю!

- Но вы еще молоды для такой работы. Право, не знаю как быть. Не обещаю, доложу капитану, он решит.

Молод, конечно, это так. Ему двадцать пять лет. Но у него есть опыт, знания, прекрасные рекомендации. А главное - есть неистребимое желание быть в море. Ответ его обрадовал - приняли на «Бельгику» в качестве штурмана.

Осенью 1897 года судно отплыло от берегов Европы и направилось в Атлантику. Магелланов пролив, Огненная Земля, Южно-Шетландские острова, Земля Грейама, Южный Ледовитый океан и... ледяная ловушка - «Бельгика» оказалась в кольце ледяных гор.

Вынужденная зимовка. Она была длительной и очень тяжелой. Не подготовленные к ней люди болели, один матрос сошел с ума.

Отчаявшийся остаться в живых, больной капитан передал командование Амундсену.

Итак, волею судьбы он стал капитаном. Об этом ранее он не мог и мечтать!

В 1899 году после длительного, очень трудного плавания Амундсен привел «Бельгику» к родным берегам.

Об этом походе Амундсен написал ряд статей. Он стал известным не только в среде моряков, но и по всей Норвегии.

Успешно сданы официальные экзамены на штурмана. Перевернута еще одна важная страница книги жизни. Но самые трудные, самые большие испытания предстояли еще впереди.

«Есть опыт, диплом, но нет еще достаточных знаний, надо учиться»,- думал Руал.

С хорошими рекомендациями пришел он к профессору Неймайеру - заведующему Гамбургской обсерваторией. Стал просить принять на учебу.

- Чему хотите здесь научиться, молодой человек?

- Хочу быть настоящим полярником, для этого необходимо изучить земной магнетизм, научиться вести магнитные наблюдения.

Руал поделился с профессором своими замыслами: побывать на полюсе, плавать в неведомые полярные страны...

«Что за человек сидит передо мной, - думал профессор, - кто он? Маньяк, одержимый, искатель приключений, праздный мечтатель или серьезный здравомыслящий человек?»

Но что-то было в нем такое искреннее и непосредственное, что вызывало симпатию.

- Может быть, вам и действительно удастся совершить подвиги, о которых мечтаете. Но учтите - все это очень трудно. И помните - великое дело требует от человека подвижничества, полной отдачи, а наука не любит случайных людей. Учитесь, желаю вам успеха!

Осенью 1900 года Руал Амундсен вернулся в Норвегию, пополнив свой багаж научными познаниями.

В ореоле мировой славы

Что делать дальше?

Руал решил организовать свою экспедицию и отправиться в плавание в полярные области. На небольшие средства - полученные от литературных трудов, раздобытые у родственников, взятые у кредиторов - куплена старая яхта «Иоа». Подобран экипаж из шести надежных
товарищей. Закуплено продовольствие, одежда, инструменты, все необходимое для дальнего похода.

То ли кто из товарищей проговорился или, выпив лишнего, похвалился, но среди жителей города распространился слух, что Амундсен, «этот фанатик», задумал безумную затею - идти на старой яхте сквозь льды через проход, который не могли найти опытные капитаны и где погибли большие корабли.

Напуганные слухами кредиторы потребовали вернуть деньги.

Задуманная операция грозила провалиться. Тогда на совете участников экспедиции решили - немедленно отправиться в поход.

В начале 1904 года «Иоа» неожиданно вышла в море.

Это было удивительное путешествие, длившееся три года. За летние периоды, когда море полностью или частично освобождалось ото льдов, «Иоа» прошла Северо - Западным проходом из Атлантического океана в Тихий в обход Гренландии и Северной Америки.

Четыреста лет понадобилось мореходам, чтобы этим путем прошло, наконец, только одно судно, и им была старенькая небольшая яхта «Иоа». Это действительно случившееся событие казалось неправдоподобным, как сказка.

О нем, этом событии, узнал весь мир еще задолго до того, как «Иоа» вернулась к родным берегам. По пути ее приветствовали встречные корабли, а в Номе - городе на Аляске, куда прибыла яхта из похода, встречать Амундсена и его спутников собрались все жители.

В течение двух последующих лет Амундсен путешествовал по странам мира, выступая с докладами и сообщениями о путешествии.
Пришли слава, почести, известность, деньги... Погашены долги. Собранных средств достаточно, чтобы организовать новую экспедицию.
И Амундсен снова деятельно готовится к походу. У него появился дерзкий замысел - совершить путешествие к Северному полюсу.
Нансен, великий Нансен, его земляк, потерпел неудачу в своей попытке достичь полюса. А почему бы не попробовать сделать это ему, Амундсену? Нужно учесть ошибки предшественника и хорошо подготовиться.

Для путешествия к полюсу Амундсен облюбовал тот же «Фрам», на котором плавал Нансен. Корабль был староват, но еще крепок и мог послужить для задуманной цели.

Начались приготовления. «Фрам» хорошо отремонтировали, оборудовали, нагрузили продовольствием и всем необходимым.

Бывшие спутники Амундсена изъявили согласие идти с ним в новый поход. Наняли еще восемь матросов, кока и пригласили четырех научных работников, чтобы вести научные наблюдения.

В разгар приготовлений случилось непредвиденное. В апреле 1909 года мир узнал об открытии Северного полюса американцем Робертом Пири.

На Амундсена это известие подействовало удручающе. Столько вложено стараний в организацию экспедиции, столько истрачено денег - и все впустую. Что же делать?

В тяжких раздумьях проходили дни и ночи. Надо было на что-то решиться.

И тогда возникла идея - идти к Южному полюсу. Руалу известно, что туда отправлялась экспедиция, возглавляемая англичанином Робертом Скоттом. Но это его не смущает. Еще неизвестно, кто - он или Скотт - первым доберется до Южного полюса. Предстоит соревнование!

Свои мысли и наметившееся решение Амундсен решил пока держать в секрете. Вдруг команда не согласится отправиться к Южному полюсу? Тогда все дело будет обречено на провал.

В августе 1910 года «Фрам» отплыл от берегов Норвегии.

На острове Мадейра Амундсен сказал своим спутникам, куда решил вести дальше «Фрам». Он никого не неволит. Если кто не захочет следовать с ним дальше,- пусть сойдет с корабля и с первым судном может отправиться обратно: проезд будет оплачен им, Амундсеном.

К большой радости Амундсена все согласились идти к Южному полюсу. Тогда с Мадейры была отправлена телеграмма на имя Скотта о том, что «Фрам» отправился на поиски Южного полюса.

Так началось удивительное, необычное соревнование двух волевых и фанатически упорных людей в поисках неведомого - англичанина Роберта Фалкона Скотта и норвежца Руала Амундсена, закончившееся горьким разочарованием и трагической гибелью первого, победой и славой второго.

«Фрам» доплыл до ледяного барьера Росса Антарктиды. В середине января 1910 года на шельфовом льду была создана база в месте, наименее удаленном от полюса.

Затем на пути к полюсу через каждую сотню километров устраивали несколько промежуточных складов с продовольствием и топливом. Все делалось весьма основательно, как и всегда у Амундсена.

20 октября 1911 года Амундсен и четыре его спутника предприняли решающий штурм Южного полюса.

Они были первыми людьми, достигшими заветной цели. Здесь отважные путешественники поставили палатку и водрузили норвежский флаг.

На первой странице книги, оставленной в палатке, было написано:

«14 декабря 1911 года здесь были Амундсен, Вистинг, Хассель и Бьоланд».

Обратный путь не составил особого труда. На базу путники прибыли 25 января 1912 года. Примерно через месяц «Фрам» снялся с якоря и отплыл в Европу.

Счастливые путешественники не знали о том, что там, где они так удачно сделали рывок к Южному полюсу, разыгрывалась одна из страшных полярных трагедий.

Капитан Скотт с несколькими товарищами немного времени спустя после посещения Южного полюса Амундсеном тоже прибыл туда. То, что его опередил Амундсен, было, конечно, страшным ударом для Скотта, он никак этого не ожидал. Возвращаясь с Южного полюса, Скотт и его спутники погибли от истощения сил и лютых морозов. Эта трагедия случилась в конце марта 1912 года.

Мировая слава снова пришла к Амундсену. Он совершил длительное турне по странам мира, выступая с докладами о путешествии к Южному полюсу. Его повсюду восторженно встречали как героя тысячные толпы людей. Им гордилось все человечество.

За время разъездов собраны немалые средства. Мятежная душа Амундсена не дает ему покоя, зовет на новые подвиги.

Он решил отправиться на Северный полюс. Об этом районе нужно собрать побольше научного материала.

Как раз в эти годы начало развиваться воздухоплавание. Этим делом увлекался весь мир. Строились и усовершенствовались самолеты. На них уже летали далеко и высоко поднимались в небо.

Амундсен увидел в аэроплане прекрасное средство для достижения своих целей. Не долго раздумывая, он приобрел самолет, чтобы использовать для разведывательных полетов, когда «Фрам» подойдет поближе к полюсу.

Летом 1914 года он вернулся домой после триумфального путешествия по Америке. Его встречала и чествовала вся Норвегия. Когда-то вот также она приветствовала Нансена. Тогда Руал был среди восторженной толпы и не предполагал, что придет время и он тоже удостоится такой чести.

Подготовка к новой экспедиции вдруг нарушилась. Страну и весь мир облетела страшная весть - началась мировая война. Черная тень ее нависла и над нейтральной Норвергией. Смертоносное дыхание войны ощущалось во всем - начались болезни, голод, нехватка самого необходимого...

Планы похода к Северному полюсу рухнули. У Амундсена власти конфисковали самолет. Уехать в другую страну было невозможно.

Оставалось только ждать.

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge