Главная Коллектив депо в дни войны
Коллектив депо в дни войны Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
24.06.2012 10:02

Читать предыдущую часть

Е. Ф. Семиошин, бывший начальник депо «Сокол» Московского метрополитена

Любовь к Родине, опасность, нависшая над страной, крепко сплотили наш коллектив, сделали его боевым отрядом. С первых дней войны во всех подразделениях депо установилась особая дисциплина. Резко повысилось чувство ответственности каждого члена коллектива за порученное дело, поднялась активность людей.

В то время наш коллектив насчитывал более тысячи человек. В депо «Сокол» находилось две трети всего подвижного состава метрополитена Москвы. Поэтому партийная организация и администрация с первых дней особое внимание уделяли подготовке депо к обороне. Маскировали здания, подъездные пути, вспомогательные сооружения, оборудовали крыши депо наблюдательными пунктами.

Устанавливали защитные бронированные устройства для пожарных постов, изготовляли дополнительные противопожарные инструменты, оборудование и материалы для гашения зажигательных бомб.

Крыша депо «Сокол», если смотреть с самолета, являлась хорошей мишенью. Она походила на большое тепличное хозяйство. Поэтому требовалось провести большие работы, чтобы в полной мере замаскировать ее.

Наряду с этим ежедневно проводились большие работы в системе метрополитена. Велось приспособление подземных сооружений метро для укрытия населения во время налетов вражеской авиации, срочно делались специальные двери, прокладывались вентиляционные короба, по всем тоннелям устанавливались вентиляционные сооружения для обмена воздуха, делались деревянные «настилы на всех путях и обочинах тоннеля, чтобы население могло сидеть и лежать в метро. Для детей изготовлялись и устанавливались раскладушки.

Станции метро являлись самым надежным и удобным укрытием. В начале войны народ шел в метро по сигналу воздушной тревоги, а затем, начиная с августа 1941 г., когда налеты вражеской авиации участились, матери с детьми, старики и граждане, свободные от работы, шли в метро после 20 часов, где они спокойно отдыхали, независимо от налетов. Это обязывало нашу партийную организацию вести работу с населением.

Наш коллектив отвечал за участок между станциями «Сокол» и «Площадь Свердлова». Лучшие коммунисты и беспартийные активисты на станциях и в тоннелях метро ежедневно с 20 до 23 часов читали находящимся там москвичам газеты, рассказывали о положении на фронтах. Партийное бюро часто приглашало докладчиков и артистов, которые прямо на станциях и в тоннелях выступали перед населением.

В конце июля вражеская авиация стала чаще прорываться к Москве и сбрасывать зажигательные и фугасные бомбы. Объект депо «Сокол» и расположенный рядом железнодорожный узел Подмосковная особо привлекали врага. Самолеты часто навещали нас, пытаясь поджечь или разбомбить, но это им не удавалось.

Помню, в конце июля, когда время шло уже к вечеру, но солнце еще ласкало все живое своим теплом, диктор вдруг объявил по радио воздушную тревогу. Буквально через три минуты я и часть пожарной дружины стояли у входа в депо. Высоко в небе показались два немецких самолета, и тут же послышался свист и падение зажигательных бомб. Оли упали на наш объект и тут же загорелись.

Я быстро взял горящую бомбу щипцами и бросил в ящик с песком. Когда обернулся, то, к моему удивлению, увидел только одну 17-летнюю девушку Курилину, бравшую щипцами «зажигалку». Остальных никого не было. Но когда я бежал со второй зажигательной бомбой к бочке с водой, то уже вся команда, преодолев страх, активно боролась с горящими бомбами. 11 зажигательных бомб попали на крышу. Там находилась пожарная дружина во главе с командиром Головиным. Он рассказывал потом, что после небольшого замешательства все смело бросились к «зажигалкам» и быстро ликвидировали очаги загорания.

Это было первое «крещение» наших дружин. Всего на депо, на подъездные пути в этот день было сброшено 27 «зажигалок», и все они были обезврежены. За образцовую службу начальник метрополитена объявил пожарной дружине благодарность, а комсомолка Курилина награждена наркомом знаком «Почетному железнодорожнику».

Вражеские налеты становились все чаще. В начале сентября, ночью, был сильный налет. На наш объект попало более 300 «зажигалок» и три фугасные бомбы. Две из них разрушили пустовавшие общежития студгородка и здание родильного дома. Пожарная команда депо отлично справлялась с защитой своего объекта и помогала окружающему населению в Балтийском поселке и Подмосковному узлу в тушении «зажигалок».

Однажды, в начале октября 1941 г., во время налета на Подмосковном узле загорелись пакгауз и несколько вагонов, находящихся на путях вблизи депо «Сокол». Я приказал все средства борьбы с пожаром перебросить на Подмосковный узел, а сам побежал к вагонам. Недалеко от них под парами стоял паровоз. Мы с машинистом расцепили состав и отвели горящие вагоны. Бойцы пожарной команды водой и огнетушителями спасли от огня все вагоны с ценным грузом для фронта.

Трудной для москвичей была осень 1941 г. Враг подходил все ближе и ближе к Москве. Москвичи готовились к обороне. По призыву Московского комитета партии рабочие и служащие, домохозяйки ехали на окраины города строить оборонительные сооружения.

Наш коллектив работал в районе Волоколамского и Ленинградского шоссе и Окружной железной дороги. Строили противотанковые рвы, надолбы, брустверы, изготовляли и устанавливали «ежи», мешки с песком. Сооружение оборонительного рубежа протяженностью более 3 километров наш коллектив закончил в срок и сдал комиссии с хорошей оценкой.

В грозные для Москвы дни октября 1941 г. по решению Московского партийного актива во всех районах Москвы формировались добровольческие коммунистические рабочие батальоны для защиты родной столицы. Коммунистический батальон Ленинградского района
формировался в здании 165-й школы. В батальон вошли и лучшие люди депо «Сокол» в количестве 25 человек. Коллектив снарядил их всем необходимым.

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, которые быстро осваивали сложнейшее оборудование подвижного состава. Они работали машинистами, помощниками машиниста, токарями, слесарями по ремонту аппаратов и оборудования подвижного состава. В результате депо работало без перебоев.

В начале 1942 г. стали давать себя знать затруднения с материалами и особенно с оборудованием. Мы искали выход, обратились к коллективу с просьбой пересмотреть оборудование, которое в мирное время списывалось и сдавалось на склад. В результате было обнаружено много приборов и аппаратов, которые сумели все становить. Их хватило для подвижного состава на длительное время.

Творческая активность коллектива проявлялась во всем. Создавались комсомольско-молодежные поездные бригады, которые удлиняли межремонтный пробег вагонов; увеличивалась парность поездов; на линии текущий ремонт производился поездной бригадой.

Фронт требовал много боеприпасов. Коммунисты депо задумались над тем, не можем ли мы изготовлять что-нибудь для фронта. Проверили у себя в депо, заглянули в здание вагоноремонтного завода, который эвакуировался, оставив на наше попечение часть оборудования. Здесь мы нашли две заброшенные литейные печи, мощностью по 200 килограммов каждая. Решили использовать их для изготовления ручных гранат.

Начали осваивать новое дело. Начальник цеха Осипов, мастер Мелихов, литейщики Кирьяков, Волков, Сверидов и печник Сверидов сутками не уходили с завода, осваивая литье. Помню ночь 27 октября. После заливки форм все с нетерпением ждали, когда можно вскрыть их и проверить пригодность наших изделий для фронта. Наконец, формы вскрыты, на выборку проверили несколько гранат и убедились, что цель достигнута.

Наутро вызвали представителя военного ведомства. Он признал продукцию отвечающей всем требованиям. Но гранатам потребовалась механическая обработка, а у нас не было приспособлений. Пошли в райком партии за помощью. Нам рекомендовали обратиться на завод
пожарных машин, который обрабатывает эти «лимонки». Директор охотно согласился делать механическую обработку. И вот первая партия в 5 тысяч штук быстро отправлена на завод, а через два дня наша продукция была принята на вооружение Красной Армии.

Дней десять мы кооперировались с заводом пожарных машин, а затем приспособились в своих мастерских полностью обрабатывать гранаты.

Достали старый заброшенный остов вагранки, восстановили ее и стали выпускать продукции почти в 3 раза больше.

Затем нам предложили изготовлять новый вид оружия - мины, сначала малого калибра, а затем и большого. И эта задача также была решена с честью. К весне 1942 г. депо «Сокол» уже в большом количестве поставляло фронту гранаты и мины.

Значительные работы проводились в депо по изготовлению «ежей». В мастерских и депо организовали ремонт поврежденного фронтового автотранспорта. Снабжали воинские части смазочными материалами для пулеметов. «Все для фронта, все для победы!» - под таким лозунгом трудился в годы войны коллектив метрополитенцев депо «Сокол».

Инициатива и смекалка наших людей иногда просто удивляла. Так, депо много потребляло шерстяной пряжи. Она шла в моторно-осевые подшипники, где после определенного срока загрязнялась, ее вынимали и сжигали в котельной.

Однажды бригадир уборщиц Бушнева подошла ко мне и показала моток очень хорошей, мягкой шерсти и связанные из нее носки.

Оказывается, Бушнева связала их из той самой шерсти, которую мы сжигаем. Она сказала, что мы делаем преступление, сжигая ее.

Коллектив горячо одобрил и поддержал начинание Бушневой. Теперь по окончании работ женщины оставались в депо, мыли грязную шерсть, из которой вязали вещи. По существу, в депо была организована настоящая мастерская по вязке шерстяных изделий. Десятки тысяч носок и варежек отправили мы на фронт. Женщины наши получали письма с фронта, в которых бойцы благодарили за материнскую заботу.

Большую работу провела партийная организация по сбору теплых вещей для армии и населения пострадавших районов. Не найти было ни одной семьи, которая не сдала бы хороших вещей.

Недалеко от депо, в поселке «Сокол» пустовало здание родильного дома, которое в октябре 1941 г. сильно повредила фугасная бомба.

Коллектив депо взял на себя обязательство отремонтировать это здание и создать в нем госпиталь для раненых. Через два месяца здание привели в полную готовность, помещение хорошо, со вкусом оборудовали. На торжественном открытии госпиталя коллектив депо «Сокол» взял шефство над этой лечебницей. К каждой палате прикрепили членов партии, которые ежедневно проводили там беседы и читки газет для бойцов, устраивали лекции и доклады.

После производственной работы работницы приходили в госпиталь, ухаживали за тяжелобольными, дежурили у их постели, писали письма. В праздничные дни каждому бойцу преподносились подарки от коллектива работников депо и районных организаций. На фронтах Отечественной войны не стихали бои с немецко-фашистскими армиями, а московские метростроевцы продолжали начатое до войны строительство нового радиуса метрополитена - от площади Свердлова до завода имени Лихачева. Эта линия сдана в эксплуатацию 1 января 1943 г. Строилась и трасса от Курского вокзала до Измайлова.

Строительство метро в самые напряженные дни войны придавало всему советскому народу уверенность в победе над фашистскими ордами.

Так жил и работал коллектив депо «Сокол» в период Великой Отечественной войны. За большую помощь фронту, за образцовую перевозку и обслуживание пассажиров московскому метрополитену неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. Работники метро, в том числе работники депо «Сокол», награждались орденами и медалями.

Окончание читать здесь

За Москву, за Родину!

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge