Главная Лица необщим выраженьем

Ваш IP адрес:

54.224.121.93

 

«Лица необщим выраженьем…» Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
29.01.2012 09:36

Алексей Пьянов

Об этой объемистой книге отзывов много интересных - и шутливых и серьезных - записей.

Но наиболее характерной, типичной для реакции на персональную выставку Иосифа Оффенгендена мне показалась одна, сделанная человеком, который долгое время работал рядом с ним и, стало быть, знает не понаслышке. Вот она: «Знал тебя 20 лет и все-таки, оказывается, не знал по-настоящему...»

Фразу эту, в которой и восхищение и удивление одновременно, могли бы повторить, вероятно, многие посетители выставки, сделавшие тесными и без того узкие коридоры «Юности».

И в самом деле, оказывается, даже те, кто знаком с работами И. Оффенгендена по периодике и книгам, не совсем представляли масштабы сделанного им за годы творческого труда. И не столько по количеству, хотя экспозиция, вместившая лишь часть его произведений, заполнила все свободное пространство редакции, сколько прежде всего по качеству, разнообразию жанров, плодотворности поисков и обилию находок.

Впрочем, такова специфика этого вида изобразительного искусства. Произведения художников-юмористов, рассеянные по газетам и журналам, подобны бабочкам-однодневкам: поразят нас яркостью формы, остротой мысли и уйдут, уступив место другим.

Представлять этого художника читателям «Юности» нужды нет. Они встречаются с ним вот уже два десятилетия почти в каждом номере журнала и узнают вне зависимости от того, есть ли фамилия под рисунком. Оффенгенден иллюстрирует репортажи, очерки, серьезные научные статьи и делает это весело, озорно, с неистощимой фантазией, от чего «трактаты», не теряя в своей учености и солидности, становятся более демократичными, более привлекательными для миллионов читателей. Нет, это не украшательство, не занимательная орнаменталистика, а весьма существенное дополнение к тексту. Нужны авторитетные свидетельства? Пожалуйста. «Я счастлив, что имел возможность работать вместе с Иосифом Оффенгенденом. Один из многочисленных авторов «Юности» - доктор биологических наук Е. Романцев».

Оффенгенден делает дружеские шаржи на безвестных дебютантов и маститых юбиляров. И тут еще надо посмотреть - где они, юбиляры, достовернее, точнее - в «бронзе» казенных портретов и фотографий или в лаконичном, артистически выполненном штрихе...

Но родная стихия художника - последние страницы «Юности», ее «Зеленый портфель».

Здесь, среди юмористических и сатирических рассказов, миниатюр, пародий, эпиграмм, он свой человек. Не просто иллюстратор, но полноправный соавтор писателей и поэтов. Здесь дарование художника-рассказчика проявляется особенно ярко. И выставка еще раз убедительно подтвердила это.

Его оружие - смех. Смех всех оттенков - от доброй улыбки до едкого сарказма, для которого он, как правило, находит серьезный, значительный, я бы сказал, общественно значимый повод. Искусство И. Оффенгендена оплодотворено мыслью. В каждой работе он четко определяет свои нравственные, гражданские позиции. Нам нетрудно догадаться о симпатиях и антипатиях художника, ибо он не скрывает их, выступая как художник-публицист.

Эти качества высоко ценят в нем и читатели и коллеги. Раскроем опять книгу отзывов. «Посмотрел выставку Иосифа Оффенгендена и порадовался его жизнерадостному, веселому, изобретательному таланту... О. Верейский». «Прекрасная выставка!.. П. Пинкисевич». Думаю, вы согласитесь, что таких мастеров удивить не просто...

Говорят о своеобразии манеры Оффенгендена, характерности его почерка. Действительно, он заметно выделяется «лица необщим выраженьем». И это не только «от бога». У Оффенгендена солидная школа, манера обретена им в процессе кропотливого, каждодневного труда, в упорном постижении тайн ремесла, освоении замечательных традиций советской сатирической графики и юмористики, учебы (не за партой, конечно) у таких выдающихся мастеров, как Э. Радлов, Л. Бродаты, В. Горяев, К. Ротов... Отсюда - особое внимание к рисунку, чистоте линий, острой характерности, сюжетности, пристрастие к детали. Художник исповедует многожанровость, выходит за рамки привычных тем и образов, использует различные материалы. Не все и не в одинаковой мере у него удается, но в большинстве своем поиски плодотворны. Он уже давно нашел себя и как график-иллюстратор. Иллюстрируя художественные произведения, Оффенгенден не дублирует текст, а создает самостоятельные образы, помогающие глубже постичь суть повествования.

Он художник-однолюб, преданный журналу, в котором вырос в зрелого мастера, стал широко известен, что, однако, не исключает - и это вполне оправданно - «отхожий промысел», приносящий солидную прибавку в его творческий багаж. Оффенгенден иллюстрировал классиков смеха - Марка Твена, Карела Чапека, Мартти Ларни, одевал в веселые наряды книги Леонида Ленча, Юрия Никулина, Андрея Кучаева, Бориса Егорова...

Выставка познакомила нас и с другим, «серьезным» Оффенгенденом - автором нескольких пейзажей.

Это тоже графика, но исполненная в другой, «общей» манере. И, может, потому в восприятии ее трудно «смонтировать» с остальными работами. И все же в лаконичных линиях этих незатейливых рисунков, сделанных как бы на ходу, в блокноте, есть жизнь, настроение природы.

Выставка, собравшая лучшее из того, что сделано Иосифом Оффенгенденом более чем за четверть века, полно и объективно представила нам одного из мастеров советской сатирической графики. И это не итог, а заметная веха на интересном и трудном творческом пути, которым идет художник.

Журнал «Юность» № 11 ноябрь 1976 г.

Литературная страница

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт http://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 http://go-way.ru/

.
Designed by Light Knowledge