Главная Охота на айсберги

Наши партнеры

Полярный институт повышения квалификации

График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года

Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам

Оформити без відмови та тривалих перевірок позику 24/7. Короткострокові кредити всім повнолітнім громадянам України. Оформлення онлайн. Все, що потрібно для подачі заявки - зайти на сайт, мікропозика онлайн, треба вибрати суму і термін на спеціальному калькуляторі. Під нуль відсотків цілодобово мікрокредит без відмови в Україні взяти дуже легко. Просто зайдіть на будь-який сайт МФО.

Моментальна позика без відсотків на карту онлайн. Максимальну суму і термін позики кожна компанія встановлює індивідуально. Рейтинг кредитів онлайн на банківську карту. Позика без відмови за 15 хвилин, кредит онлайн на карту в Україні через інтернет для всіх.
Охота на айсберги Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
31.05.2015 21:42

С предательской корочкой льда, появляющейся на судне, все-таки можно бороться, можно отстоять свою жизнь, несмотря на смертельную опасность.

Но моряки бессильны оказать сопротивление другому врагу - айсбергам.

Словно выходцы из кошмарного сна или персонажи страшной сказки плывут они навстречу судам. Их не остановить, не отбуксировать в сторону. В айсбергах сверлили шурфы и закладывали термитные бомбы - эксперименты оказались неудачными. Значительно интересней оказался опыт, произведенный в 1960 году. Половину айсберга длиной сорок пять и шириной двадцать пять метров покрыли слоем сажи. Уже через двенадцать часов одна треть глыбы растаяла.

Айсберги встречаются в высоких широтах обоих полушарий. Эти ледяные горы достигают иногда внушительной высоты в десятки и длины в сотни метров. Плавучие острова тянутся иногда на десятки километров. Ледовая авиаразведка в декабре 1965 года обнаружила огромный плавучий остров площадью около 7000 квадратных километров. Наши ученые полагают, что он откололся от ледника в середине 1964 года, проплыл приблизительно 1600 километров, пока в 1965 году не приткнулся к грунту.

В январе 1966 года с самолета обнаружили, что гигант разрушается. От основного массива откололись две горы, и образовался проход шириной сто - двести метров. Кроме того, большая трещина на основном айсберге продолжала расти и ко дню осмотра достигла длины 18 километров. Самолет сел на эту гору, летчики быстро убедились, что на ее гладкую, покрытую ровным слоем снега поверхность могут сесть на лыжах любые типы аэропланов. На айсберг водрузили государственный флаг СССР.

Особенно опасны ледяные горы в Северной Атлантике, где проходят пути многих кораблей. Около 7500 ледяных гор ежегодно отрывается от берегов Гренландии. Южнее Ньюфаундленда проникают не более 400 и лишь тридцать - сорок достигают более южных широт. Сверкая хрусталем и серебром в солнечных лучах, приобретая жемчужно-серые оттенки в пасмурную погоду, айсберги движутся в море по разным направлениям. Нередко подводная часть горы подтаивает, становится меньше надводной, айсберг оказывается в неустойчивом равновесии, которое легко может быть нарушено. В таком случае он переворачивается и губит неосторожно приблизившееся судно.

Куда же движутся эти отщепенцы, обломки ледникового щита, ползущего по скалам Гренландии? Их увлекают течения и ветры, и пока теплые воды океана не сделают их рыхлыми и слабыми, они смертельно опасны для судоходства.

Взгляните на глобус, и вы найдете на нем остров Ньюфаундленд, отделенный от полуострова Лабрадор узкой полосой пролива. Холодное Лабрадорское течение встречается здесь с теплым Гольфстримом. Это порождает частые и продолжительные туманы, в их призрачной завесе и движутся айсберги, которые нередко обнаруживаются с мостика судна, когда ничего уже нельзя сделать. Даже в ясные ночи гигантские глыбы становятся различимыми только с расстояния пятисот - шестисот метров. Большие быстроходные корабли на таком расстоянии не успевают избежать столкновения. Из-за этого много судов оказалось на дне океана, тысячи человеческих жизней поглотили его глубины.

В апреле 1912 года вышел в свой первый рейс пароход «Титаник». Избежав столкновения с айсбергом, он только скользнул правым бортом по его подводной части. Пассажиры не почувствовали ни удара, ни толчка. В салоне продолжали танцевать, а в это время в узкую, словно щель, пробоину, длиною около ста метров, ворвались потоки воды. Через два с лишним часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных людьми шлюпок.

Катастрофа с «Титаником» заставила людей действовать. В 1913 году в Лондоне состоялась первая международная конференция по обеспечению безопасности в море. Заключенное на ней соглашение подписали тринадцать крупнейших морских держав. Так возникла новая организация - Международный ледовый патруль. Он должен был если не истребить айсберги, то по крайней мере повести с ними непримиримую борьбу. В океан регулярно начали выходить небольшие патрульные катера. Что же могли сделать эти крохотные суденышки с ледяными гигантами? Катера были быстроходны, маневренны, способны почти мгновенно набрать скорость и резко изменить курс. Маленькие отважные разведчики разыскивали айсберги в океане, следили за наиболее опасными из них и предупреждали суда, идущие рискованными курсами. Когда авиация достигла значительной степени развития, ледовую разведку стали вести самолеты. Они летали на небольшой высоте в триста - четыреста метров и обследовали огромный район на расстоянии 1000-1200 миль от берега. Однако в туманную погоду эти обязанности по-прежнему возлагались на патрульные суда.

Центр Международного ледового патруля находится на острове Ньюфаундленд. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, принимает результаты наблюдений и сведения об обнаруженных айсбергах.

Во время обеих мировых войн ледовый патруль не действовал, но в период его работы катастрофы и аварии практически прекратились. Правда, 30 января 1959 года столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем датский товарно-пассажирский теплоход «Ганс Хедхофт» водоизмещением около 3000 тонн. Но эта катастрофа произошла за пределами района патрулирования. Небольшой грузовой теплоход «Лидия-Мари» пренебрег предостережениями и протаранил обломок ледяной глыбы. К. счастью, штилевая погода позволила судну добраться до порта Сент-Джонс своим ходом.

Бесшумно покачиваясь на океанской волне, окутанные вуалью тумана, чудовищные глыбы льда словно подкрадываются к судну, не подозревающему об их приближении. Иногда условия погоды делают почти невозможным их обнаружение. Во всяком случае, даже в век техники для этой цели еще не созданы достаточно совершенные средства. Но все же сегодня эта задача решается значительно легче. В распоряжении ледового патруля есть специальный радиометрический определитель. Все физические тела в той или иной степени являются источниками электромагнитных импульсов. Измеряя их интенсивность с помощью этого прибора, можно определить, что является излучателем. Во время охоты за айсбергами используются два средства: радиолокатор, который находит цель, и радиометрический детектор, который определяет ее.

Невозможность уничтожить ледяное чудовище заставила людей следить за его движением и предупреждать другие корабли.

Слежение за айсбергами - не менее сложная задача, чем их обнаружение. Она связана с поисками ответов на многие вопросы, в том числе океанографического характера. В конце концов надо предсказать, в каком направлении, с какой скоростью будет двигаться ледяная глыба, пока ее окончательно не разрушат теплые воды океана. Для облегчения наблюдений айсберг стараются пометить яркой краской, создать на нем заметное издалека цветное пятно. Как это сделать? Можно, например, сбросить с самолета маленькую бомбочку, наполненную красителем. Последнее время стали применять несравненно более романтичное, но далеко не совершенное средство в виде лука. Наконечником стрелы служит трубочка с красителем, при ударе о поверхность она разбивается, и по льду расползается красное пятно.

В будущем для слежения за айсбергами могут быть использованы фотографии, сделанные метеорологическими спутниками. Совершая свой путь по околоземной орбите, они каждые 90 минут фотографируют поверхность океана. Сегодня такие фотографии несовершенны и трудны для толкования.

Тем не менее, сопоставление визуальных и фотографических сведений дает обнадеживающие результаты. Через несколько лет, когда качество таких снимков будет улучшено, необходимость авиационной разведки значительно уменьшится.

Океанографические корабли измеряют скорость и направление течений, несущих айсберги на судоходные пути, определяют температуру воды и ее распределение по глубинам. Словом, они изучают все то, что влияет на характер, силу и периодичность течения. Если удастся получать достаточно много точных научных данных и программировать их на электронно-вычислительной машине, то направление и характер движения айсбергов можно будет предсказывать с высокой точностью.

И. Квятковский

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://go-way.ru/

������.�������
Designed by Light Knowledge