Главная Антарктида впервые

Ваш IP адрес:

54.81.108.205

 

Антарктида впервые Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
31.05.2015 14:39

Есть у меня среди других одна книга, которая лежит на особой подставке: ни в книжном шкафу, ни на этажерке, ни на стеллаже она не помещается. Не каждый письменный стол достаточно велик, чтобы можно было положить ее и раскрыть.

Много авторов у этой книги. Сотни и даже тысячи людей вложили в нее свой вдохновенный труд. А трудились они в необычно суровых условиях, нередко рисковали жизнью, шагая в неизвестное, в загадочное, не сулящее легких побед.

Есть в этой книге доля и моего труда. Лучшая часть моей жизни наполнена этим трудом, теснейшим образом связана с судьбой шестого континента - Антарктиды.

Книга, о которой я говорю, это - Атлас Антарктики, выпущенный при участии большого коллектива советских ученых.

Наша обжитая земля велика, разнообразна и прекрасна. Зачем же стремится человек на Северный полюс, а тем более - на Южный, отдаленный от всех стран? Только ли из любознательности?

Нет, не только. Земля - единое целое, все природные процессы на ней тесно взаимосвязаны. Антарктиду называют кухней погоды всего земного шара. Она еще и гигантский резерв чистой питьевой воды. И малоизведанная кладовая нужных человеку природных материалов.

Знания наши об Антарктиде уже не бедны, раз их хватило на огромный, капитальный атлас. И все же они весьма еще приблизительны и недостаточны.

Накапливают их люди медленно, потому что шестой континент - самое суровое место на земном шаре. Как же получают эти сведения, в каких условиях трудятся? Кто может быть полярником, участником исследовательских экспедиций? И с чего начинали мы, только из книг знавшие о материке, открытом нашими соотечественниками Беллинсгаузеном и Лазаревым, о подвигах завоевателей Южного полюса Амундсена и Скотта?

5 января 1956 года к таинственному, недоступному континенту впервые прибыли советские люди. Это была Первая советская антарктическая экспедиция (сокращенно- САЭ), в задачу которой входило: построить обсерваторию Мирный и другие научные станции, разведать и проложить дорогу для следующих экспедиций. А было их потом много - в 1972 году снаряжалась в поход уже восемнадцатая САЭ.

Я был назначен начальником Первой САЭ. Естественно, что плывя на «Оби» уже на подступах к Антарктиде и любуясь величественными хрустальными айсбергами, ярко освещенными солнцем, я ставил перед собой вопросы. Что ожидает нас там? Где отыщем мы на берегу наилучшее место для постройки обсерватории? Как пройдет разгрузка? Речь ведь шла о разнообразнейшем грузе весом свыше восьми тысяч тонн!

Как только место для поселка Мирный было найдено, экспедиционное судно «Обь», а с ним корабль «Лена» и рефрижераторное судно «Семерка», сопровождавшие нас и обеспечивавшие нужными материалами, ошвартовались вблизи этого места. Берег и тут был ледяным и обрывистым, но на его рубеже подымались, словно вмерзшие в лед, четыре маленьких голых скалы. Перед ледяным барьером рассыпались пятнадцать скалистых островков. Море было усеяно множеством айсбергов, представлявших серьезную опасность для наших кораблей.

Благодаря героическим усилиям судовых команд и экспедиционного состава корабли были разгружены в течение месяца. Одновременно мы приступили к строительству обсерватории.

Через пять недель по прибытии, 13 февраля, первая советская антарктическая обсерватория была открыта, Мирный начал существовать. В поселке появились радиостанция и электростанция, жилые домики и научные павильоны, служебные помещения и телефонная станция. Оборудование их, монтаж аппаратуры и установка радиотрансляционной сети заняли последующее время. Но исследовательская работа началась с первых дней.

Это был наш первый прорыв во внутренние области Антарктиды, доселе неизвестные человеку.

Примерно в 360 километрах восточнее Мирного была построена научная станция Оазис. Расположена она в живописнейшем местечке Антарктиды - в оазисе Бангера. Это холмистая равнина площадью в 750 квадратных километров, с многочисленными озерами и фиордами, которые в отличие от других областей этой части света в летнее время вообще свободны ото льда.

Сменившие нас товарищи продолжили продвижение в глубь материка. Примерно в 635 километрах от берега, в центре снежной пустыни, они на высоте 3380 метров над уровнем моря построили станцию Восток-1.

Санно-тракторные поезда посылались в глубь континента не только для строительства новых научно-исследовательских станций. По пути их следования проводились научные наблюдения и исследовательские работы. Измерялась толщина могучего ледяного панциря, покрывающего Антарктиду, с помощью сейсмических методов.

Такие измерения проводились и по ходу движения санно-тракторных поездов от Мирного к построенной позже станции Комсомольская и оттуда до полюса Недоступности. Было установлено, что мощность материкового льда местами достигает 3710 метров.

Работы эти были нужны для решения вопроса о том, лежит ли подо льдом часть суши или только группы островов. Надо было тщательно «прослушать» таинственный материк, чтобы раскрыть его загадки. Сопоставление этих материалов с результатами исследований ученых других стран позволило утверждать: под ледяным покровом спрятана огромная часть суши.

Я понимаю подобные желания, сам в детстве мечтал о таких вещах. И все же я должен вас разочаровать, сказав, что профессии кругосветного путешественника попросту не существует. Каждый пускающийся в путешествие человек, если только он не турист, совершает его лишь потому, что в пути или на конечной остановке обязан произвести определенную работу. А это обусловлено его профессией, приобретенной раньше.

В нашей экспедиции, связанной с далеким интересным путешествием, были слесари и плотники, был также булочник-хлебопек, каменщик и кровельщик. Станция Пионерская почти целиком построена одним весьма уважаемым плотником.

Петр Павлович Фирсов, или дядя Петя, как его тепло называли, большой специалист, мастер своего дела. На строительство Пионерской, дядя Петя прибыл самолетом. Летел он туда полярной ночью, в очень тяжелых условиях. В первый вылет из-за плохой погоды самолет так и не смог приземлиться и возвратился в Мирный. Повезло лишь на второй раз. Не менее тяжелым и опасным был обратный полет в Мирный по окончании строительных работ. А строил дядя Петя на Пионерской при страшном ветре, на морозе в 50°С.

Так представитель скромной профессии плотников совершил трудное и очень опасное путешествие, которому могут позавидовать многие представители так называемых «героических» профессий. Он плыл по Атлантическому и Индийскому океанам, пересек оба тропика и экватор, поселился в числе первых советских людей на пустынном берегу Антарктиды. Он вошел в состав группы, которая впервые в истории летела полярной ночью над Антарктидой. Две недели прожил он далеко от побережья, в глубине полного тайн шестого континента, где до него не бывал никто, кроме нескольких его товарищей.

Примеров такого рода можно привести немало. На станции Пионерской с самого начала работ санно-тракторной экспедиции жил молодой тракторист Николай Кудряшов, который до этого водил тракторы на колхозных полях.

В блистающей белой эмалью чистейшей кухне Мирного с никелированной плитой хозяйничал Валентин Смелов. Он числился в отряде столяров, которые поехали в Антарктиду только на время строительства Мирного. Страстной мечтой Валентина стало прожить в Мирном первую зимовку. На пути в Антарктиду он узнал, что обсерватория Мирного будет нуждаться в хлебопеке. Пока «Обь» плыла к месту назначения, парень осваивал мастерство хлебопека. На корабле его невозможно было оторвать от печки, в которой выпекался хлеб. И мечта осуществилась. Кроме того, что он овладел новой профессией, он еще стал одним из первых жителей Мирного.

Этими примерами я только хотел подкрепить свою мысль, что участники нынешних экспедиций- вовсе не представители каких-то особых профессий. Это люди, мастерски владеющие своей специальностью. Тем, кто на это не способен, нечего делать в экспедициях. Кроме того, надо быть закаленным и уметь переносить тяжелые условия без хныканья. Напротив, надо быть всегда для своих товарищей примером выносливости. В заключение скажу: крайне необходимо воспитать в себе дух товарищества, коллективизма.

М. Сомов

Глобус 1974

Trackback(0)
Comments (0)Add Comment

Write comment

security code
Write the displayed characters


busy
 

При использовании материалов - активная ссылка на сайт http://go-way.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 http://go-way.ru/

.
Designed by Light Knowledge